Епремян Каринэ Валерьевна
Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников»
Сообщение для педагогов о роли проектного метода в ДОУ, как инновационном методе.
На сегодняшний день есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в образовании. Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательного учреждения, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный, творческий потенциал педагогов: их рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности воспитанников. Что такое инновация? Инновация - это новая или усовершенствованная продукция либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности
Публикация «Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Требования к педагогу, планирующему организацию инновационной деятельности.
Педагог должен:
1. пользоваться авторитетом, иметь соответствующий опыт и необходимые навыки работы;
2. иметь потребность в причастии к большому значительному делу;
3. иметь твёрдое намерение улучшить достигнутые результаты;
4. иметь интуитивное представление, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
5. призвание должно быть главным мотивом педагогической деятельности;
6. обладать высокой степенью ответственного отношения к делу.
7. иметь профессиональную ориентацию, "мощность" побудителей именно к этой деятельности;
8. обладать исследовательскою активностью;
9. иметь творческий потенциал, способность к риску, инициативность, трезвый расчёт
Управление инновационной деятельностью педагогов в условиях проектной деятельности
Работа дошкольного учреждения в режиме развития позволяет удовлетворять его потребность инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы.
Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов определённых управленческих способностей, в том числе проектировочных умений.
Поэтому в межаттестационный период педагогам предлагается разрабатывать образовательные проекты, а именно: чёткую структуру, логическую последовательность, аргументированность и точность оценок, установление причинно-следственных связей и доказательность выводов.
Следовательно, возникает необходимость совершенствования проектировочных умений, способствующих разработке программ, планов, подбора средств решения проектировочных задач.
Специалисты ДОУ, по мнению Е. С. Евдокимовой сталкиваются с необходимостью решения двух типов проектировочных задач :
- психолого-педагогических
- социально-педагогических
Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала (дошкольного) :
- обучения (освоения способов деятельности);
- формирования (освоения совершенной формы действия);
- воспитания (взросления и социализации).
Социально-педагогическое проектирование связано с образовательным учреждением и образовательной средой, в которых реализуются процессы обучения, формирования и воспитания. Потребность в социальном проектировании возникает, когда осознаётся необходимость перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы.
При повышающейся активности совместной творческой деятельности в проблемных ситуациях в ДОУ требуется проектное управление, которое влияет на профессионализм педагогов. При таком управлении изменяется жизнедеятельность дошкольного учреждения. На каждом этапе реализации проекта от педагога требуются определённые умения, способствующие повышению профессионализма.
Результатом проектного управления являются :
- познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
- качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и в детском);
- стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
- снятие в коллективе конфликтности и раздражительности;
- управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива.
Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ДОУ
Педагогическая значимость метода проектов.
Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод :
1. является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;
2. исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;
3. хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;
4. отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Этапы реализации метода проектов.
Первый этап реализации метода проектов это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Второй этап - разработка проекта : план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:
- к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.
Практическая часть - это третий этап реализации проекта.
Подведение итогов и определение задач для новых проектов - заключительная составляющая проекта.
Функции воспитателя и воспитанника при реализации проекта представлены в таблице
Таблица
Функции воспитателя и воспитанника при реализации метода проектов.
№ этапа
Деятельность педагога
Деятельность воспитанника
/ этап
Формирует проблему (цель). При постановкецели определяет продукт проекта. Вводит в игровую сюжетную ситуацию. Формирует задачу.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию Принятие задачи. Дополнение задач проекта
2 этап
Помогает в решении задачи Помогает спланировать деятельность Организует деятельность
Объединение в рабочие группы. Распределение обязанностей (амплуа).
3 этап
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.
Формирование специфических знаний, умений, навыков, полученных из разных объектов и источников
4 этап
Подготовка к презентации. Презентация проекта.
Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют зрителям продукт деятельности.
Список литературы.
1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников., Мозаика-синтез Москва, 2008
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткитна и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
3. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : Методическое пособие. ТЦ «СФЕРА»,2008
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт. -сост. : Л. С. Киселев, Т. А. Данилина и др. М. :Аркти,2003
5. «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011 г.)