Получи документы

Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»

Наталья Бугрова
Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Принцип индивидуализации является основополагающим принципом ФГОС. Подтверждение этому находим в пунктах Стандарта:

Публикация «Семинар для воспитателей „Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ“» размещена в разделах

• п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• п. 1.4 (принципы стандарта)индивидуализация дошкольного образования;

• п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

• п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

• п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

• п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям.

Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами. Данный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Что это ИОМ?

Определение:

• это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

• это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития

Чем является ИОМ по отношению к воспитаннику?

Определение: это одна их форм педагогической поддержки личностного: социального, творческого и жизненного самоопределения ребенка.

Почему возникла необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов?

Введение в разработку и составление ИОМ обусловлено следующими факторами:

• растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;

• часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;

• появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр. ;

• расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Итак, для кого проектируются ИОМ?

ИОМ проектируются :

• для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения образовательной программы,

• для дошкольников и для воспитанников с ограниченными возможностями,

• детей-инвалидов;

• для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Мы вплотную подошли к цели составления ИОМ. Назовите ее -

это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1. создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

2. организовать единую систему работы;

3. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;

4. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

5. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Хочу обратить ваше внимание на то, что ИОМ может разрабатываться на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

При разработке ИОМ выделяются следующие принципы:

• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

• принцип соблюдения интересов ребенка (быть на стороне ребенка);

• принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.

• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.

В ДОУ ИОМ включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

А сейчас ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИОМ

Разделы образовательного маршрута

Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Общая информация о ребёнке и семье. Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО, постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале. Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник. Охарактеризовать тип семьи: благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания; неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия. Кто из взрослых воспитывает ребёнка. Стиль отношений ребё нка со взрослыми членами семьи: авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка; контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»; попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых; уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей. Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности. В ДОУ ежегодно подаются сведения о детях «группы риска», в которых указывается вся необходимая информация (опекаемый ребенок, из неполной семьи) .

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ :

1. Этап наблюдения и начальной диагностики

Цель:

• Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.

• Определение причин трудностей ребенка.

2. Этап конструирования образовательного маршрута

Цель:

• построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

• определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Этап реализации

• создание условий для самостоятельной деятельности,

• организация совместной деятельности педагога с детьми через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия)

4. Этап итоговой диагностики

Проводится завершающая диагностика.

Цель:

выявить результаты действия маршрута.

ВСЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».

Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ

Итоговая диагностика.

Проводится завершающая диагностика.

Цель: выявить результаты действия маршрута.

Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).

Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

• Корректировка ИОМ

• Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

2. Диагностика развития ребенка:

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.

Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

3. Наблюдение за поведением в группе:

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Публикации по теме:

Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры педагогов дошкольной образовательной организации Всякий раз, когда вы ставите перед собой какую – либо цель, вам нужно расти и развиваться до такого уровня, который позволит вам достичь.

Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ» Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка по пению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 г. Липецка Карта индивидуального образовательного маршрута.

Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка 2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка Для реализации потенциальных возможностей.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может.

Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги, рада всех приветствовать на нашем семинаре, который посвящён «Системе выявления и поддержки одаренных детей.

Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника» Подготовила: Кокарева Т. А., воспитатель МДОУ «Детский сад №4 КВ» 2 слайд «Ключевые слова: нравственные понятия, нравственные качества, этические.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Экологическое воспитание дошкольника».Экологический тренинг для педагогов. Экологический тренинг.

Семинар-практикум воспитателей ДОУ «Квест-игра новая игровая технология в ДОУ» Семинар – практикум воспитателей ДОУ Тема: «Квест – игра – современная игровая технология в ДОУ» Цель: формирование готовности педагогов.

Составление индивидуального маршрута одарённого ребёнка в ДОО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровск «Центр развития ребенка № 188» Индивидуальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»
Опубликовано: 21 января 2019 в 16:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бугрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД