Наталья Бугрова
Семинар для воспитателей «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Принцип индивидуализации является основополагающим принципом ФГОС. Подтверждение этому находим в пунктах Стандарта:
Публикация «Семинар для воспитателей „Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
• п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
• п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
• п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
• п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям.
Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами. Данный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Что это ИОМ?
Определение:
• это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
• это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития
Чем является ИОМ по отношению к воспитаннику?
Определение: это одна их форм педагогической поддержки личностного: социального, творческого и жизненного самоопределения ребенка.
Почему возникла необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов?
Введение в разработку и составление ИОМ обусловлено следующими факторами:
• растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
• часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
• появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр. ;
• расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Итак, для кого проектируются ИОМ?
ИОМ проектируются :
• для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения образовательной программы,
• для дошкольников и для воспитанников с ограниченными возможностями,
• детей-инвалидов;
• для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Мы вплотную подошли к цели составления ИОМ. Назовите ее -
это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
2. организовать единую систему работы;
3. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
4. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
5. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ИОМ может разрабатываться на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
При разработке ИОМ выделяются следующие принципы:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
• принцип соблюдения интересов ребенка (быть на стороне ребенка);
• принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.
• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.
В ДОУ ИОМ включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
А сейчас ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИОМ
Разделы образовательного маршрута
Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Общая информация о ребёнке и семье. Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО, постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале. Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник. Охарактеризовать тип семьи: благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания; неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия. Кто из взрослых воспитывает ребёнка. Стиль отношений ребё нка со взрослыми членами семьи: авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка; контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»; попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых; уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей. Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности. В ДОУ ежегодно подаются сведения о детях «группы риска», в которых указывается вся необходимая информация (опекаемый ребенок, из неполной семьи) .
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ :
1. Этап наблюдения и начальной диагностики
Цель:
• Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.
• Определение причин трудностей ребенка.
•
2. Этап конструирования образовательного маршрута
Цель:
• построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
• определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.
3. Этап реализации
• создание условий для самостоятельной деятельности,
• организация совместной деятельности педагога с детьми через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия)
4. Этап итоговой диагностики
Проводится завершающая диагностика.
Цель:
выявить результаты действия маршрута.
ВСЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ
Итоговая диагностика.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).
Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.
• Корректировка ИОМ
• Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.