Наталья Сидорова Бондарева
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
Для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка предусмотрено составление и реализация индивидуального образовательного маршрута {16,361}.
Темочки:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленна на развитие его индивидуальных способностей, другими словами, это персональный путь реализации личностного потенциала ребёнка в образовании {26,8}.
ИОМ – это документ, в котором указываются всё, что касается конкретного ребёнка : мероприятия коррекционного и развивающего характера, их эффективность в отношении ребёнка и данные об усвоении программного материала.
Цель ИОМ – создание благоприятных условий, позволяющих раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. Построение маршрута основывается на учёте полученных в ходе обследования (диагностики) данных и рекомендациях ПМПК {26,26}.
Основные направления построения образовательного маршрута :
- лечебно-оздоровительная работа;
- вопросы обучения и социальной адаптации;
- вопросы коррекции;
- физическое воспитание;
- музыкальное воспитание.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка, а также существующими стандартами содержания образования.
Создание индивидуального маршрута начинается в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с изучения нормативно-правовой базы, включающей Закон «Об образовании РФ», Конституции РФ, и многих других.
Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута :
- целевой компонент (постанова целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный компонент (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка);
- технологический компонент (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка);
- диагностический компонент (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический компонент (условия и пути достижения педагогических целей);
- результативный компонент (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) {26,30}.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника :
1. Изучение запроса педагогов. В беседе с воспитателями выслушиваются замеченные проблемы усвоения программы или поведения, после его анализируется вся информация и организуется наблюдение за конкретным ребёнком.
2. Наблюдение. Используя карты наблюдений, регистрируют результаты наблюдений учебной деятельности, самостоятельной деятельности и результаты наблюдения за ребёнком во время прогулки.
3. Установление контакта с ребёнком. Контакт с ребёнком устанавливается с помощью беседы. Результаты такого контакта заносятся в бланк протокола беседы.
4. Сбор данных. В бланке психолого-педагогического представления указывают информацию о ребёнке и его семье, о соматическом здоровье ребёнка, причины разработки ИОМ и т. д.
5. Подбор диагностических методик. Учитывая возраст и особенности ребёнка, подбирается подходящая диагностическая методика.
6. Проведение диагностических работ. По выбранной методике проводится диагностика, полученные данные фиксируются в диагностической карте ребёнка. Такие мероприятия могут проводиться в несколько этапов.
7. Обработка результатов. По итогам всех вышеописанных действий, происходит написание заключения.
8. Разработка ИОМ. Исходя из результатов всех проведённых диагностик, наблюдений, сбора информации, а также от постановки целей, проектируют индивидуальный маршрут развития ребёнка, целью которого является расширение зоны ближайшего развития и формирование когнитивной сферы дошкольника.
Бывает ещё другая ситуация, когда схема построения ИОМ начинается со второго этапа, наблюдения. Это происходит в тех случаях, когда психологу нужно самостоятельно провести наблюдения и изучение каждого воспитанника с целью выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, коммуникативные, комплексные, познавательные, психомоторные). После чего происходит установление контакта с подгруппами детей, и при необходимости, индивидуально. Затем следует диагностический этап для выявление причин трудностей детей (ребёнка). Далее этап конструирования. Построение индивидуального образовательного маршрута на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Следом идёт этап реализации ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников, после чего следует завершающий этап, с целью выявления результатов действия ИОМ для определения: сохранились трудности или нет.
Выбор схемы построения маршрута определяется в каждом случае индивидуально.
Следующим этапом работы педагога-психолога является разработка плана индивидуальных занятий с ребёнком. Длительность занятий и их количество в неделю определяется исходя из возраста и особенностей ребёнка.
После реализации ИОМ, психолог проводит итоговую диагностическую работу. Затем составляется сравнительный анализ результатов, в которых сопоставляют цели и задачи с фактическим итогом. Пишется отчёт. Делаются выводы о продуктивности проведённой работы между специалистами.
Также проводится консультация для родителей, даются рекомендации.
Именно при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка проявляется профессионализм педагога-психолога.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации.
Завершением образовательного маршрута служит портфель личных достижений (индивидуальное портфолио достигнутых результатов) {26,31}.
Изучая структуру и содержание индивидуальных маршрутов, нельзя составить строго определённы правила выстраивания данного маршрута. Вся организация по проектированию носит сугубо индивидуальный характер, зависящий от различных факторов, среди которых:
- возраст ребёнка;
- категория особых потребностей;
- характерные особенности ребёнка;
- цель и задачи ИОМ; и др.
В образовательном учреждении может быть предусмотрен пример (образец) построения маршрута, но невозможно «подогнать» каждого ребёнка под образец, куда проще и эффективнее «подогнать» этот образец под каждого конкретного ребёнка. Однозначного «рецепта приготовления» ИОМ развития ребёнка просто не существует.