лариса муракаева
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Темочки:
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении : интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного.
В результате проведенного диагностического обследования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» было выявлено, что у детей имеются затруднения в этой области. С целью индивидуализации и коррекции работы в этом направлении возникла необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
Цели и задачи ИОМ:
Цель проектирования индивидуального образовательного маршрута по социально-коммуникативному развитию : создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – коммуникативного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. Данная цель реализуется через решение следующих задач:
• создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
• организовать единую систему работы педагогов и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• провести профилактику и коррекцию, имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Принципы проектирования ИОМ :
При проектировании индивидуального маршрута дошкольника учитываются следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Педагог призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач педагогов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Этапы проектирования ИОМ :
1. Наблюдение
2. Диагностика
3. Конструирование
4. Реализация
5. Итоговая диагностика
Для каждого этапа определена цель, намечена форма работы и вид отчетности (см. приложение).
Методы и формы работы:
I. Для эмоционального благополучия ребенка:
«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
• Индивидуальная беседа на интересующие детей темы, или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
• Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
• Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр.
• Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
II. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям:
• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», «Подбери картинку»).
• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях.
• Коллективные работы по изобразительной деятельности.
• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы).
III. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
• Элементы психологической гимнастики на занятиях.
• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.
• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
• Игры драматизации.
• Театрализованные игры.
• Просмотр спектаклей,
• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
IV. Для развития социальных навыков у ребенка :
• Дидактические игры («Правда или нет»).
• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
• Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкатерапии.
V. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
• ООД по экологии и по ОБЖ;
• чтение художественной литературы;
• дидактические игры природоведческого содержания;
• разбор ситуаций;
• просмотр спектаклей на экологические темы;
• акции (Посади дерево, покорми птиц);
• уход за растениями в уголке природы и на участке;
• трудовая деятельность (различные виды труда).
Критерии оценки результативности по социально - личностному развитию :
• выработаны привычки нравственного поведения;
• имеют способность к самооценке, оценке;
• имеют представления о моральных качествах;
• умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
• умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;
• умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
• умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
• сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.