Папки-передвижки

Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника»

Татьяна Кокарева
Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: Кокарева Т. А. ,

воспитатель МДОУ «Детский сад №4 КВ»

2 слайд

«Ключевые слова: нравственные понятия, нравственные качества, этические категории, слово, речь, сознание, опыт переживаний, абстрактное значение, обобщающее понятие, опора на конкретную ситуацию».

3 слайд

Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника“» размещена в разделах

«Вначале было Слово» говориться в великой книге, там же Слово называют Богом. По всей видимости, так отражалось в сознании древних людей значение языка и речи в жизни человека. Возникновение и развитие языка позволило людям не только общаться, но и именовать все. Что они видят. Делают, чувствуют, благодаря чему человеку открылся внутренний мир другого человека.

Роль слов-понятий, обозначающих нравственные качества и этические категории (добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь и др., в воспитании объясняется их высоким содержанием, к которому люди часто обращаются в конкретных обстоятельствах, когда эмоции не находят выражения в конкретных аргументах. В таких случаях говорят, например: «надо быть добрее», «надо отвечать за свои поступки».

О роли слова в воспитании сказано и написано много. Обычно словесное воздействие на воспитуемого связывается с методом убеждения. Найти нужные слова, чтобы убедить или переубедить ребенка считается особым даром. Но параллельно доказывается бессилие слова как метода воспитания, высказывается мнение, что воспитывать надо не словами, а делами, потому что дети остаются глухими к нравоучениям. Возникает вопрос, не говорят ли взрослые и дети на разных языках при обсуждении явлений морали?

4 слайд

Едва появившись, слово стало понятием, т. е. обозначило не один объект, а все подобные объекты. Слово стало понятием благодаря человеческому мышлению, которое совершило путь от частного к общему, обобщило конкретное и сделало его абстрактным. У каждого отдельного ребенка слово проходит тот же путь. К. И. Чуковский описал его так: сначала ребенок мыслит вещами, предметами окружающего мира, затем начинает искать подходящее для них слово и, не найдя его, придумывает свое, на неправомерность которого указывают взрослые.

Освоение понятий, обозначающих нравственные качества и этические категории, происходит по тем же законам, что и формирование других слов с обобщающим значением. Сначала между объектом и словом, выраженным в кинетических и звуковых образах, возникает условно-рефлекторная связь, затем она становиться устойчивой. Так образуется понятие, обозначающее группу предметов. А нравственное качество или эстетическая категория – это связь между словом и эмоцией, переживанием, которое это слово обозначило. При этом эмоцию еще надо осознать, связь с внешними обстоятельствами, встроить в свою картину мира, т. е. объяснить, почему в данных обстоятельствах возникают такие чувства. Для появления такой возможности нужно время.

5 слайд

Как известно, дети дошкольного возраста часто не критичны к своему внутреннему состоянию и неверно его вербализуют. Сонный ребенок говорит, что не хочет спать, а голодный отказывается есть. То же и с моральными переживаниями: вместо «стыдно» (когда надо попросить прощения, дошкольник говорит «страшно», вместо «приветливо» или «доброжелательно» он скажет «весело».

Иными словами, формирование понятий обозначающих нравственные качества и этические категории, - процесс не быстрый и не легкий. В исследованиях начала ХХ века утверждается, что сформируются такие понятия только к подростковому возрасту.

По утверждению М. М. Кольцовой, способность усваивать значения слов в дошкольном возрасте неуклонно возрастет, т. е. для того, чтобы слово вошло в словарь ребенка, с каждым годом требует все меньшее число повторений. Автор связывает повторение слов с действиями и двигательными мышечными (кинестетическими) ощущениями. Следовательно, чтобы напомнить ребенку значение слова, нужно напомнить ощущение, пережитое при его ощущении в предыдущий раз.

6 слайд

Еще одно препятствие к усвоению значений слов, обозначающих нравственные качества и этические категории, - это особое отношение взрослых к периоду дошкольного детства. В этот период ребенок всячески ограждается от негативных переживаний, у него стараются вызвать только положительные эмоции, в то время как нравственные понятия построены по принципу поляризации: добро-зло, честность-лживость, смелость-трусость, трудолюбие-лень и т. д. Освоение отрицательного полюса подобных пар затруднено, кроме всего прочего, условиями жизни дошкольника.

Таким образом, дошкольный возраст нельзя, конечно, назвать самым благоприятным для формирования нравственных понятий, но и отрицать возможность его использования не приходиться, так как в этот период интенсивно идет процесс нравственного развития, и он не может не сопровождаться освоением соответствующих языковых средств.

И так, для того, чтобы в сознании образовалась понятие, должна произойти встреча слова с тем, что оно обозначает. В случае понятий, обозначающих нравственные качества и этические категории, - это эмоции, моральные переживания. Чем чаще они возникают, тем полнее и точнее в сознании соответствующее понятие. Иными словами, для понимания этой категории слов у ребенка должен быть необходимый жизненный опыт.

7 слайд

Опыт моральных переживаний у дошкольника невелик и поэтому понимание слов, обозначающих нравственные понятия, характеризуется неточностью и неполнотой. Все эти понятия тяготеют по содержанию к словам «хороший» и «плохой», которые дети употребляют неоправданно широко. Об этом говорит анализ детских высказываний при обсуждении произведений художественной литературы, в этических беседах, в опросах, проводимых в рамках различных исследований. Так при обсуждении с детьми «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина (старший дошкольный возраст) воспитатель спросил у детей, почему царевну можно назвать скромной и услышал ответы: «Потому что добрая», «Потому что она не злая». С другой стороны, дети часто переводят абстрактное в конкретное, и это конкретное связанно с личным опытом, с совершенно определенным случаем из жизни. Например. В ходе опроса, выявляющих представления детей о мужественности, женственности и семейных ролях, «Какой ты бы хотел, чтобы была твоя жена», мальчики отвечают «хорошая» и раскрывают это понятие :

8 слайд

«Она будет мне все покупать»,

9 слайд

«Она будет мне все приносить»,

10 слайд

«Она будет мне все находить» и т. п.

11 слайд

В свою очередь, девочки, о будущем муже так же говорят, что он должен быть «хорошим», это значит:

12 слайд

«Чтобы не пил водку и не дрался»,

13 слайд

«Никогда не ругается и не кричит»,

14 слайд

«Покупает подарки, конфеты».

15 слайд

Как и когда уточняются и приобретают общепринятый смысл абстрактные понятия, исследовали за рубежом и у нас. Овладение понятиями объясняется развитием логического мышления, накопления опыта общения с людьми и знаний об окружающем мире. С преодолением эгоцентризма, с овладением родным языком. В дошкольной педагогике нашего времени все эти направления развития дошкольника являются объектами активного воздействия со стороны взрослых, следовательно, и процесс овладения нравственными понятиями должен попадать в поле зрения педагогов как одна из проблем освоения языка, тесно связанная с развитием личности.

Современные программы содержат требования создать условия для воспитания у детей доброты, доброжелательности, дружелюбия, вежливости, скромности, исполнительности, желания быть справедливым, испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Сочувствия, уважительности, заботливости, отзывчивости, благодарности. Задачи сформировать определенное нравственное качество ставятся в разделах, посвященных трудовому воспитанию (бережливость, ответственность, воспитанию культурно-гигиенических навыков (опрятность, аккуратность, физической культуре (выдержка, настойчивость, решительность, смелость, инициативность). Резонно предположить, что слова, обозначающие все эти качества, должны быть, как минимум, понятны дошкольнику, как максимум – использоваться в собственной речи.

Так, во время приема детей воспитатель многократно повторяет словосочетания «приветливо поздоровался», «тепло попрощался с мамой», во время мытья рук много раз произносится слово «аккуратно», так же как и при одевании, когда можно говорить еще и о неряшливости. Понятия «аккуратно», «старательно» уместно применить, когда детям даются трудовые поручения: полить комнатные растения, убрать игрушки и т. п. Рисование, лепка, аппликация предполагают проявление такого качества, как старательность, стало быть, дети должны услышать соответствующее понятие и противоположное ему – небрежность.

16 слайд

Большого внимания требуют детские игры, здесь воспитатель может назвать детям нравственные качества, которые дети демонстрируют, раскрывая сюжет или действуя в соответствии с правилами.

Положительные качества, проявленные ребенком по отношению к сверстникам, нужно обязательно называть, даже если это младший дошкольник. «Танечка очень дружелюбная девочка, с ней невозможно поссориться»; «Попроси Сережу уступить тебе конструктор, он очень отзывчивый мальчик». Такие высказывания привлекают детей к слову, заставляют его запомнить, поскольку оно сказано лично о них.

17 слайд

А вот названия отрицательных качеств по отношению к дошкольнику не должны применяться. Слова «неряха», «жадина», «грубиян» и т. п. не только разрушают взаимоотношения дошкольника и взрослого, но и снижают чувствительность к слову-названию отрицательного качества. Нам приходилось видеть мальчиков, которые гордятся репутацией драчуна или задиры и охотно сами себя так называют. Педагогика призывает осуждать негативный поступок, а не ребенка, но целесообразность высказываний типа «ты же не хочешь, чтобы тебя называли грубияном» или «так говорят только зазнайки» остается вопросом педагогического такта и профессиональной этики.

18 слайд

Нравственные качества человек проявляет не только по отношению к другим людям, но и по отношению к предметам. Эти качества проявляются и когда вещи создаются и когда ими пользуются. Создаются вещи умелыми, искусными, старательными, терпеливыми и трудолюбивыми людьми, а используются бережливыми. Все эти понятия могут быть употреблены воспитателем при рассматривании предметов ближайшего окружения.

Интересными в этом плане будут занятия с детьми старшего возраста на тему «Семейная реликвия». При показе вещи или её фотографии воспитатель многократно повторяет выражения «талантливый мастер», «искусная мастерица», «сделано с душой», «с любовью к людям».

Квинтэссенцией (сутью) работы над словом, обозначающим нравственное качество, безусловно, являются этические беседы, так как в их формате можно обсудить именно само понятие.

19 слайд

В младшем возрасте беседа может строиться только с опорой на конкретную ситуацию. Материал должен буквально отражать содержание понятия. Для этого можно демонстрировать инсценировки с игрушками. Как пример «Капризный котик». Беседа по ситуации должна быть очень короткой, достаточно обсудить с детьми два вопроса: «Кто капризный?» и «Капризный – это какой?».

20 слайд

Детям средней группы проблемную ситуацию, раскрывающую нравственное понятие, можно представить на словесной основе. Значение слова будет раскрыто глубже, если сочетать ситуацию из детской жизни и произведение художественной литературы.

21 слайд

В старшем дошкольном возрасте дети, опираясь на литературный пример, могут сами припомнить случаи из своей жизни, когда кто-то проявлял или не проявлял ожидаемые нравственные качества.

В таблице представлены некоторые произведения детской художественной литературы и устного народного творчества, при обсуждении которых воспитатель может раскрыть детям отдельные нравственные понятия.

В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение дошкольника становиться осознанным. Слова, обозначающие нравственные понятия, играют в этом процессе важную роль.

Литература

Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика» 2017. №2(74). г. Москва. стр. 36

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей в сохранении физического здоровья дошкольника «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Консультация для воспитателей ДОУ «Фонематический слух — основа правильной речи ребёнка-дошкольника» Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена.

Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цели: повысить педагогическую компетентность.

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Семинар «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность проблемы речевого развития:Проблема речевого.

Семинар для воспитателей младших групп «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Экологическое воспитание дошкольника».Экологический тренинг для педагогов. Экологический тренинг.

Семинар-практикум воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС» Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о.

Семинар-практикум воспитателей ДОУ «Квест-игра новая игровая технология в ДОУ» Семинар – практикум воспитателей ДОУ Тема: «Квест – игра – современная игровая технология в ДОУ» Цель: формирование готовности педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника»
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 07:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кокарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД