Татьяна Кокарева
Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Кокарева Т. А. ,
воспитатель МДОУ «Детский сад №4 КВ»
2 слайд
«Ключевые слова: нравственные понятия, нравственные качества, этические категории, слово, речь, сознание, опыт переживаний, абстрактное значение, обобщающее понятие, опора на конкретную ситуацию».
3 слайд
Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
«Вначале было Слово» говориться в великой книге, там же Слово называют Богом. По всей видимости, так отражалось в сознании древних людей значение языка и речи в жизни человека. Возникновение и развитие языка позволило людям не только общаться, но и именовать все. Что они видят. Делают, чувствуют, благодаря чему человеку открылся внутренний мир другого человека.
Роль слов-понятий, обозначающих нравственные качества и этические категории (добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь и др., в воспитании объясняется их высоким содержанием, к которому люди часто обращаются в конкретных обстоятельствах, когда эмоции не находят выражения в конкретных аргументах. В таких случаях говорят, например: «надо быть добрее», «надо отвечать за свои поступки».
О роли слова в воспитании сказано и написано много. Обычно словесное воздействие на воспитуемого связывается с методом убеждения. Найти нужные слова, чтобы убедить или переубедить ребенка считается особым даром. Но параллельно доказывается бессилие слова как метода воспитания, высказывается мнение, что воспитывать надо не словами, а делами, потому что дети остаются глухими к нравоучениям. Возникает вопрос, не говорят ли взрослые и дети на разных языках при обсуждении явлений морали?
4 слайд
Едва появившись, слово стало понятием, т. е. обозначило не один объект, а все подобные объекты. Слово стало понятием благодаря человеческому мышлению, которое совершило путь от частного к общему, обобщило конкретное и сделало его абстрактным. У каждого отдельного ребенка слово проходит тот же путь. К. И. Чуковский описал его так: сначала ребенок мыслит вещами, предметами окружающего мира, затем начинает искать подходящее для них слово и, не найдя его, придумывает свое, на неправомерность которого указывают взрослые.
Освоение понятий, обозначающих нравственные качества и этические категории, происходит по тем же законам, что и формирование других слов с обобщающим значением. Сначала между объектом и словом, выраженным в кинетических и звуковых образах, возникает условно-рефлекторная связь, затем она становиться устойчивой. Так образуется понятие, обозначающее группу предметов. А нравственное качество или эстетическая категория – это связь между словом и эмоцией, переживанием, которое это слово обозначило. При этом эмоцию еще надо осознать, связь с внешними обстоятельствами, встроить в свою картину мира, т. е. объяснить, почему в данных обстоятельствах возникают такие чувства. Для появления такой возможности нужно время.
5 слайд
Как известно, дети дошкольного возраста часто не критичны к своему внутреннему состоянию и неверно его вербализуют. Сонный ребенок говорит, что не хочет спать, а голодный отказывается есть. То же и с моральными переживаниями: вместо «стыдно» (когда надо попросить прощения, дошкольник говорит «страшно», вместо «приветливо» или «доброжелательно» он скажет «весело».
Иными словами, формирование понятий обозначающих нравственные качества и этические категории, - процесс не быстрый и не легкий. В исследованиях начала ХХ века утверждается, что сформируются такие понятия только к подростковому возрасту.
По утверждению М. М. Кольцовой, способность усваивать значения слов в дошкольном возрасте неуклонно возрастет, т. е. для того, чтобы слово вошло в словарь ребенка, с каждым годом требует все меньшее число повторений. Автор связывает повторение слов с действиями и двигательными мышечными (кинестетическими) ощущениями. Следовательно, чтобы напомнить ребенку значение слова, нужно напомнить ощущение, пережитое при его ощущении в предыдущий раз.
6 слайд
Еще одно препятствие к усвоению значений слов, обозначающих нравственные качества и этические категории, - это особое отношение взрослых к периоду дошкольного детства. В этот период ребенок всячески ограждается от негативных переживаний, у него стараются вызвать только положительные эмоции, в то время как нравственные понятия построены по принципу поляризации: добро-зло, честность-лживость, смелость-трусость, трудолюбие-лень и т. д. Освоение отрицательного полюса подобных пар затруднено, кроме всего прочего, условиями жизни дошкольника.
Таким образом, дошкольный возраст нельзя, конечно, назвать самым благоприятным для формирования нравственных понятий, но и отрицать возможность его использования не приходиться, так как в этот период интенсивно идет процесс нравственного развития, и он не может не сопровождаться освоением соответствующих языковых средств.
И так, для того, чтобы в сознании образовалась понятие, должна произойти встреча слова с тем, что оно обозначает. В случае понятий, обозначающих нравственные качества и этические категории, - это эмоции, моральные переживания. Чем чаще они возникают, тем полнее и точнее в сознании соответствующее понятие. Иными словами, для понимания этой категории слов у ребенка должен быть необходимый жизненный опыт.
7 слайд
Опыт моральных переживаний у дошкольника невелик и поэтому понимание слов, обозначающих нравственные понятия, характеризуется неточностью и неполнотой. Все эти понятия тяготеют по содержанию к словам «хороший» и «плохой», которые дети употребляют неоправданно широко. Об этом говорит анализ детских высказываний при обсуждении произведений художественной литературы, в этических беседах, в опросах, проводимых в рамках различных исследований. Так при обсуждении с детьми «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина (старший дошкольный возраст) воспитатель спросил у детей, почему царевну можно назвать скромной и услышал ответы: «Потому что добрая», «Потому что она не злая». С другой стороны, дети часто переводят абстрактное в конкретное, и это конкретное связанно с личным опытом, с совершенно определенным случаем из жизни. Например. В ходе опроса, выявляющих представления детей о мужественности, женственности и семейных ролях, «Какой ты бы хотел, чтобы была твоя жена», мальчики отвечают «хорошая» и раскрывают это понятие :
8 слайд
«Она будет мне все покупать»,
9 слайд
«Она будет мне все приносить»,
10 слайд
«Она будет мне все находить» и т. п.
11 слайд
В свою очередь, девочки, о будущем муже так же говорят, что он должен быть «хорошим», это значит:
12 слайд
«Чтобы не пил водку и не дрался»,
13 слайд
«Никогда не ругается и не кричит»,
14 слайд
«Покупает подарки, конфеты».
15 слайд
Как и когда уточняются и приобретают общепринятый смысл абстрактные понятия, исследовали за рубежом и у нас. Овладение понятиями объясняется развитием логического мышления, накопления опыта общения с людьми и знаний об окружающем мире. С преодолением эгоцентризма, с овладением родным языком. В дошкольной педагогике нашего времени все эти направления развития дошкольника являются объектами активного воздействия со стороны взрослых, следовательно, и процесс овладения нравственными понятиями должен попадать в поле зрения педагогов как одна из проблем освоения языка, тесно связанная с развитием личности.
Современные программы содержат требования создать условия для воспитания у детей доброты, доброжелательности, дружелюбия, вежливости, скромности, исполнительности, желания быть справедливым, испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Сочувствия, уважительности, заботливости, отзывчивости, благодарности. Задачи сформировать определенное нравственное качество ставятся в разделах, посвященных трудовому воспитанию (бережливость, ответственность, воспитанию культурно-гигиенических навыков (опрятность, аккуратность, физической культуре (выдержка, настойчивость, решительность, смелость, инициативность). Резонно предположить, что слова, обозначающие все эти качества, должны быть, как минимум, понятны дошкольнику, как максимум – использоваться в собственной речи.
Так, во время приема детей воспитатель многократно повторяет словосочетания «приветливо поздоровался», «тепло попрощался с мамой», во время мытья рук много раз произносится слово «аккуратно», так же как и при одевании, когда можно говорить еще и о неряшливости. Понятия «аккуратно», «старательно» уместно применить, когда детям даются трудовые поручения: полить комнатные растения, убрать игрушки и т. п. Рисование, лепка, аппликация предполагают проявление такого качества, как старательность, стало быть, дети должны услышать соответствующее понятие и противоположное ему – небрежность.
16 слайд
Большого внимания требуют детские игры, здесь воспитатель может назвать детям нравственные качества, которые дети демонстрируют, раскрывая сюжет или действуя в соответствии с правилами.
Положительные качества, проявленные ребенком по отношению к сверстникам, нужно обязательно называть, даже если это младший дошкольник. «Танечка очень дружелюбная девочка, с ней невозможно поссориться»; «Попроси Сережу уступить тебе конструктор, он очень отзывчивый мальчик». Такие высказывания привлекают детей к слову, заставляют его запомнить, поскольку оно сказано лично о них.
17 слайд
А вот названия отрицательных качеств по отношению к дошкольнику не должны применяться. Слова «неряха», «жадина», «грубиян» и т. п. не только разрушают взаимоотношения дошкольника и взрослого, но и снижают чувствительность к слову-названию отрицательного качества. Нам приходилось видеть мальчиков, которые гордятся репутацией драчуна или задиры и охотно сами себя так называют. Педагогика призывает осуждать негативный поступок, а не ребенка, но целесообразность высказываний типа «ты же не хочешь, чтобы тебя называли грубияном» или «так говорят только зазнайки» остается вопросом педагогического такта и профессиональной этики.
18 слайд
Нравственные качества человек проявляет не только по отношению к другим людям, но и по отношению к предметам. Эти качества проявляются и когда вещи создаются и когда ими пользуются. Создаются вещи умелыми, искусными, старательными, терпеливыми и трудолюбивыми людьми, а используются бережливыми. Все эти понятия могут быть употреблены воспитателем при рассматривании предметов ближайшего окружения.
Интересными в этом плане будут занятия с детьми старшего возраста на тему «Семейная реликвия». При показе вещи или её фотографии воспитатель многократно повторяет выражения «талантливый мастер», «искусная мастерица», «сделано с душой», «с любовью к людям».
Квинтэссенцией (сутью) работы над словом, обозначающим нравственное качество, безусловно, являются этические беседы, так как в их формате можно обсудить именно само понятие.
19 слайд
В младшем возрасте беседа может строиться только с опорой на конкретную ситуацию. Материал должен буквально отражать содержание понятия. Для этого можно демонстрировать инсценировки с игрушками. Как пример «Капризный котик». Беседа по ситуации должна быть очень короткой, достаточно обсудить с детьми два вопроса: «Кто капризный?» и «Капризный – это какой?».
20 слайд
Детям средней группы проблемную ситуацию, раскрывающую нравственное понятие, можно представить на словесной основе. Значение слова будет раскрыто глубже, если сочетать ситуацию из детской жизни и произведение художественной литературы.
21 слайд
В старшем дошкольном возрасте дети, опираясь на литературный пример, могут сами припомнить случаи из своей жизни, когда кто-то проявлял или не проявлял ожидаемые нравственные качества.
В таблице представлены некоторые произведения детской художественной литературы и устного народного творчества, при обсуждении которых воспитатель может раскрыть детям отдельные нравственные понятия.
В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение дошкольника становиться осознанным. Слова, обозначающие нравственные понятия, играют в этом процессе важную роль.
Литература
Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика» 2017. №2(74). г. Москва. стр. 36