Надежда Панова
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГР ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
«Фруктовый салат»
Цель: становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий, развитие общения с взрослыми и сверстниками, координации движений.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы: стулья, карточки с изображением фруктов
Публикация «Картотека игр по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Описание игры: эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны сесть в круг так, чтобы у каждого было свое определенное место, например, если участников игры 12 человек (не считая организатора, то и стульев должно быть столько же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру. Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка", то местами должны поменяться все участники игры.
Игра «Сотворение чуда»
Цель: развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Игра «Следы»
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формировать представления о домашних животных и птицах, развивать воображение, развивать мелкую моторику.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы: листы бумаги, карандаши, краски
Описание игры: детям предлагают в начале рассмотреть, какие следы оставляет собака, кошка, курица, утка и т. д. а затем нарисовать понравившиеся. После этого можно пофантазировать, какие следы оставляют Баба – Яга или Водяной, Колобок или Леший.
Игра «Жизнь в лесу»
Цель: формирование социальных норм (умение приветствовать окружающих, сохранение укрепление физического и психического здоровья, формирование координации движений, развитие основных движений.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы:
Описание игры: взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку). Когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных способностей, развитие воображения, умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы: две команды
Описание игры: одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями (нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера).
Игра «Прогулка по ручью»
Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие координации движений.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы: на полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий.
Описание игры: туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся (попадает ногой в ручей, встает в конец цепи.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, формирование первичных представлений о себе, других людях.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы: клубок ниток
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься и т. д.). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Когда все участники соединились ниточкой, взрос-лый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Игра «Волшебные очки»
Цель: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, развитие доброжелательного отношения к другим людям, формирование первичных представлений о себе, других людях.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы: коробочка с очками
Описание игры: взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, умные, веселые!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое – либо его достоинство (кто – то хорошо рисует, кто – то умеет строить из кубиков, у кого – то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
В случае если кто – то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Игра «Почтальон».
Цель: снятие телесных барьеров, умение устанавливать доброжелательные отношения, умение действовать в коллективе.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы: письмо
Описание игры: участники сидят или стоят в кругу, в центре которого располагается ведущий. Каждый участник игры называет какой-либо город: Москва, Тюмень, Париж, Сочи и др. Названия городов не должны повторяться. Ведущий громко и быстро говорит: "Я несу письмо из Тюмени в Москву", после чего игроки, выбравшие эти города, должны успеть поменяться местами. "Успеть", потому что ведущий, в свою очередь, тоже стремится занять освободившееся место. Участник игры, оставшийся без места, становится ведущим.
Игра «Скульпторы» (М. Сигимова)
Цель: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Возраст: 5—6 лет.
Оборудование и материалы: Количество играющих: два и более, четное.
Описание игры: в каждой паре детей один — «скульптор», а другой — «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок, свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук, после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» — изменить позу. Ведущий дает сигнал — два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», т. е. пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил. Игра позволяет детям проявить творчество, фантазию. Обычно дошкольникам очень нравятся такие игры, в которых можно принимать различные позы, имитировать чьи-либо движения. Перед началом игры взрослый должен убедиться в том, что дети запомнили значение звуковых сигналов.
Игра «Веселые клоуны»
Цель: формировать навыки совместной деятельности со сверстниками, навыки саморегуляции собственных действий, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье (снятие психоэмоционального и мышечного напряжения).
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы:
Описание игры: «Весёлый клоун» (водящий) пытается рассмешить «Несмеянов». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьёзный из «Несмеянов», становится водящим.
Моя «визитная карточка»
Цель: развитие коммуникативных качеств личности, формирование чувства принадлежности к сообществу детей, развитие связной речи.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы:
Описание игры: участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит "Меня зовут Миша, я люблю пельмени"; следующий говорит "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит "Меня зовут Сергей, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т. д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.
Игра «Колечко»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, понимания своих чувств и чувств других, снятие эмоционального напряжения, формирование познавательных действий.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы: колечко
Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребёнку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Игра «Рукавички»
Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия со сверстниками.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы: для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Цветные карандаши по количеству детей.
Описание игры: ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Игра «Оё - ёй!"
Задачи: развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие умения координировать речь и движение.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы: карточки с цифрами
Описание игры: всем участникам, стоящим или сидящим в кругу, даются номера, то есть, если участников - 12 человек (с 1 до 12). Номера не должны повторяться. Ведущий называет два каких-либо номера. Участники, играющие под названными номерами, чтобы увидеть друг друга, должны громко закричать "Оё-ёй!", хлопая себя при этом по ногам или в ладоши, после чего они должны успеть поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, не успевший занять какое-либо место, становится ведущим.
Игра «Маленькое приведение»
Цель: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Возраст: 5-6 лет
Оборудование и материалы:
Описание игры: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывает: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, то вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Молодцы! Пошутили - и достаточно. Давайте снова станем детьми!»