Ремишевская Ирина
Проектирование и организация жизнедеятельности воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Ремишевская Ирина Алексеевна,
заместитель директора по воспитательной и
реабилитационной работе ГКУСО РО
Большелогского центра помощи детям
жизнедеятельности воспитанников центра помощи детям,
оставшимся без попечения родителей.
Что значит проектирование индивидуальной системы жизнедеятельности воспитанников в условиях государственных учреждений?
Публикация «Проектирование и организация жизнедеятельности воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» размещена в разделах
Проектируя жизнедеятельность воспитанников в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, мы ориентируемся на определенную цель. В нашем случае, цель деятельности – создание условий для овладения ребенком культурой семейных отношений, формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, гражданской ответственности, патриотических качеств, социальной грамотности, готовности к здоровому образу жизни, активной профессиональной и общественной жизни. Конечный результат по достижении этой цели – наш воспитанник – выпускник. Каким мы его представляем, хотим видеть в будущем. Несомненно, компетентным, жизнестойким, устремленным, жизнеспособным. Для себя мы создали модель выпускника, что характерно для каждого центра и просто образовательного учреждения.
Кто он? Конкретно наш выпускник, нашего Центра?
Как получить эту личность, как из модели выпускника на бумаге сделать человека современного общества? Как исполнить миссию Центра, которая состоит в том, чтобы всесторонне компенсировать недостающие ребенку знания, умения, на современном языке называемые компетенциями, направить деятельность Центра, на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «трудного детства», актуализировали задачи социально педагогической защиты и поддержки детей, оказавшихся в ситуации «социального сиротства» и, в конце концов вырастить Человека, способного успешно жить и развиваться в современном обществе.
Для достижения поставленной цели педагогический коллектив, прежде всего работает над проектированием жизнедеятельности детей в Центре, семейно-воспитательной группе, детей разного возраста и конечно отдельно взятого ребенка с учетом времени его помещения в Центр и его возраста.
Чтобы достигнуть результата, выполнить миссию Центра считаю необходимым :
- упорядочить жизнедеятельность в Центре, т. е. чтобы содержание, объем и характер воспитательной работы соответствовали возможностям и условиям Центра, разумно размещались во времени и пространстве все целенаправленные воспитательные воздействия.
- скоординировать все воспитательные события, учитывая их педагогическую целесообразность, необходимость и достаточность.
- согласовать планы и действия всех объединений Центра, разумно организуя жизнь детей разного возраста, разных интересов и склонностей, организовать воедино сложившиеся коллективы воспитанников и педагогов, живущих по своим законам, правилам, привычкам, имеющих сходные ценности и установки, но при этом сохраняющие свою индивидуальность, самобытность и уникальность.
- наладить самоуправление, систему саморегуляции, позволяющей «снимать» внутренние конфликты.
- создать хороший психологический климат в Центре, стиль отношений в нем, условия для самочувствия ребенка, педагога, сотрудника, их социальной защищенности, внутреннего комфорта.
Кроме того, успешному достижению педагогическим коллективом поставленной цели способствует проживание детей имеющими родственные связи, небольшими группами по «семейному типу», открытый тип нашего учреждения, способствующий широким связям воспитанников с социумом (наши дети посещают общеобразовательную школу, кружки и секции вне учреждения, имеют возможность ходить в гости к одноклассникам, что дает воспитанникам проживать в условиях, приближенных к домашним.
Разработанный в Центре комплекс мер воспитания, включает целую систему развивающих и воспитывающих программ : «Человек. Личность. Гражданин» в том числе парциальные программы и проекты к ней : «Я - здоровая личность», «Экология для каждого», «Культура общения», «Воспитание семейных ценностей», «Горизонты будущего», «Кто, если не мы», а также педагогический проект «Творчество», возрастные программы семейно-воспитательных групп (СВГ, рассчитанные на определенную группу детей, возраст, характер, уровень развития, позволяющих решать задачи, обеспечения реализации государственной стратегии в сфере социальной защиты детства.
Программы создают условия для формирования нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, гражданской ответственности, патриотических качеств, социальной грамотности, воспитанника, его готовности к здоровому образу жизни, культуре семейных отношений, отрицательного отношения к вредным привычкам.
Центр, уже не первый год работает в инновационном режиме, в рамках областной экспереминтальной площадки. Сегодня педагогический коллектив работает над проблемой «Формирование социальной компетентности воспитанника в условиях семейно-ориентированного воспитания».
Компетентность ребенка в огромной степени зависит от его взрослого окружения, компетентности социально значимого взрослого, специалистов, среды из которой он пришел.
Анализируя деятельность взрослых и жизнь детей в Центре, мы обнаружили проблему недостаточной подготовленности педагогов к работе в условиях семейно-ориентированного воспитания и эффективному общению с воспитанниками в СВГ.
Одной любви, принятия ребенка недостаточно, необходимо решать проблему развития личности, ее социализации, общения взрослых и детей разных возрастов и уровней развития. Для решения этих проблем, наши специалисты и воспитатели активно участвуют в психолого-педагогических семинарах района и области, консилиумах и круглых столах с участием других Центров, межведомственных учреждений и общественных организаций. Наши сотрудники овладели всесторонними знаниями на курсах повышения квалификации по проблемам психологии, реабилитации и адаптации, коррекции, формирования здорового образа жизни, нравственных и других личностных качеств ребенка. Нами разработаны единые требования к воспитанникам, правила внутреннего распорядка воспитанников и сотрудников, устав Центра. Все локальные акты Центра направлены на достижение цели: научиться вести настойчивую и последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности в широком диапазоне, от способности самому планировать и выполнять бытовые и учебные задания до чувства личностной автономии. Сегодня задача воспитателя - создать отношения доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности между детьми. Воспитатели уважают права детей, помогают правильно пользоваться ими. Педагогика требований заменяется педагогикой отношений личностей. Так, основными правами детей являются права на свободное время, на добровольное участие в коллективной деятельности, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы-семьи и всего дома. Позиции воспитателей меняются : функции контроля и организации перестают быть главными, на первый план выходят развитие личности каждого воспитанника, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Контрольные функции остаются, но становятся более мягкими, приобретают новые формы (не требование и угроза, а просьба; не напрямую, а через других детей; через пример, подражание и т. д.).
При всем при этом, мы настойчиво создаем условия для проживания и воспитания детей в СВГ по «семейному типу».
В структуре нашего центра создано приемно- карантинное отделение, в которое, при необходимости и имеющимся на то основаниям, будущие воспитанники проходят полное медицинское обследование, с целью выяснения дальнейшего маршрута жизнеустройства. В нем же, проходят первичное психологическое обследование на основании которого штатными педагогами- психологами, принимаются меры для безболезненной, быстрой и эффективной адаптации несовершеннолетних в детском коллективе.
Для укрепления здоровья и профилактики заболевания у воспитанников, проживающих в Центре, укомплектован медицинский блок с современным медицинским оборудованием, работает клуб «Здоровая семья», с учетом возрастных, психофизических и соматических особенностей детей регулярно проходят занятия в кабинете лечебной физкультуры, тренажерном зале. Спортивный комплекс (стадион, баскетбольная и волейбольная площадки, беговые дорожки) создают условия для организации физкультурно-оздоровительной работы.
В компьютерном классе педагоги и воспитанники овладевают информационными технологиями. Дети самостоятельно выполняют и оформляют доклады, рефераты, творческие работы, с интересом занимаются в кружках «Художественное слово», «Театр малых форм», вокально-хореографическом ансамбле «Росинка», «Экология для каждого», «Флористика».
Центром нравственно-эстетического и духовного воспитания стали музыкальный зал и танцевальный класс, оснащенные достаточной аппаратурой и оборудованием.
Одна из основных задач педагогического коллектива – воспитание у детей положительного отношения к труду, создание условий для формирования трудовых навыков. В Центре функционируют кружок «Додельница», Модельная (тренировочная) комната для старших воспитанников, где ребята обучаются ведению домашнего хозяйства (учатся готовить, распределять собственный бюджет, планировать свой рабочий день (с учетом учебных занятий, выходных и каникулярных дней).
Доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью, ласка в сочетании со сдержанностью стали направляющими векторами воспитания. Только при уважительных, добрых отношениях друг к другу, основанных на интересных и нужных делах, развивается сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, старшими и младшими.
Как бы предельно не были заняты наши педагоги, работа в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, требует от них реализации еще более сложного дела - педагогического исследования:
- среды, в которой ранее проживали и общались наши дети;
- их интересов и склонностей;
- уровня воспитанности и развития;
-социума, который интересен нашим детям и т. д.
Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину, почему они здесь оказались. Ребята должны знать о своем прошлом, о своей семье, а если кто-то станет называть воспитательницу мамой, которую он любит, и она не возражает - большой беды не будет.
На основе полученных исследований:
- разрабатывается перспективно - тематическое планирование жизнедеятельности в Центре по программе «Человек. Личность. Гражданин», перспективно-тематическое планирование в семейно-воспитательных группах;
- определяется траектория жизни воспитанника, так называемая лестница успеха, по которой воспитанник вместе с воспитателем поднимается, оценивает свои успехи и достижения;
- разрабатываются карты педагогического и психологического сопровождения воспитанника, коррекционно-развивающих занятий.
Отдельное внимание отведено режимным моментам, режим является важнейшим средством организации и осуществления воспитательной системы. А. С. Макаренко очень верно считал режим средством, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием.
Критерием эффективности режима работы, правильности выбранных направлений и форм учебно-воспитательной работы является успешное развитие личности воспитанника. Здесь в первую очередь учитываются возрастные возможности ребенка и отношение к ведущему виду деятельности (для дошкольников - уровень развития игровой деятельности, степень и полнота усвоения простых нравственных норм, для младших школьников и подростков - уровень познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, для старших подростков - уровень ориентации на самостоятельную жизнь, выбор профессии). Организация режима соответствует двум основным требованиям: создание наиболее благоприятных условий для нормального физического и умственного развития и сохранение здоровья детей.
Учитывая, что педагоги Центра работают в очень сложных эмоциональных условиях, в условиях эмпатии и сопереживания ребенку, в кабинете педагога-психолога проводится систематическая релаксация сотрудников, тренинги по профилактике профессиональных выгораний. Психологические семинары, совещания ориентированы на формирование у воспитателей гуманистических установок по отношению к детям, обучение навыкам психологической саморегуляции, необходимым в повседневной жизни.
Ведущим качеством наших педагогов является расположение к детям, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять доброжелательность, быть сопричастным к их жизни, это проявляется, прежде всего, в умении слушать ребенка, поощрять его высказывания, уважать его мнения, проявлять деликатность. Очень важно, чтобы общение воспитателей с детьми было личностным, т. е. направлено на конкретного ребенка.
У нас стало правилом изучать психологический климат в педагогическом коллективе как посредством наблюдения, анализа поведения сотрудников в различных ситуациях так и с помощью соответствующими методик. Эти результаты позволяют своевременно обнаружить просчеты и оперативно принимать меры по стабилизации психологического климата в коллективе.
Регулярный анализ деятельности коллектива взрослых и детей позволяет вносить коррективы в организацию педагогической работы, устранять явления, вызывающие отрицательные эмоции и своевременно обеспечивать компенсацию их путем переключения внимания на другое, создавая ситуацию успеха и настраивания на позитивное отношение детей и взрослых друг к другу. Хорошие результаты дает применение технологии взаимоподдержки взрослых и детей
В проектировании жизнедеятельности воспитанников особую роль отводим детскому самоуправлению в СВГ, основанному на принципах сотрудничества и взаимоуважения воспитанников и воспитателей, которое направлено на создание условий для развития потенциала каждого ребенка как СВГ, так и Центра в целом, что приводит к формированию жизненно важных компетенций воспитанников, а как следствие формированию личности и ее жизненных позиций.
Не всегда удается увидеть окончательный результат реабилитационной работы в стенах учреждения, так как дети живут в Центре недолго, но полученные даже промежуточные результаты нашей работы нас радуют, т. к. мы видим, как меняются дети.
Контроль, мягкая поддержка и помощь продолжается и после выхода воспитанника из учреждения, хотя жизнь вносит свои коррективы. У нас успешно работает клуб выпускников «Мы вместе», где выпускники успешно устроившиеся в жизни рассказывают будущим выпускникам о своем положительном социальном опыте, проблемах и заботах, дают советы, которые благотворно сказываются на подростках.
Считаем, что мы избрали правильный путь работы с детьми, медленно, но уверенно мы совместно взбираемся по лестнице успеха к цели, реально помогая ребенку найти свою нишу и самоутвердиться в обществе, быть ему полезным.
Центр помощи детям, как воспитательное учреждение работает и создает благоприятное психолого-педагогическое пространство для подготовки детей к успешной адаптации в социуме. Мы способствуем развитию в детях самосознания, позитивного отношения к самому себе, принятия себя, что неизбежно отражается на эмоционально-волевой сфере личности, нравственно-правовой культуре и ответственности, потребности сохранять и укреплять свое здоровье.
Имея 18-ти летний опыт работы (с 2001 года по 2015 - детский дом, мы более уверенно можем говорить об успешном обеспечении процесса воспитания как методическом так и техническом. Известно, что любая система, в том числе и воспитательная существует до тех пор, пока в ней происходят изменения и дополнения.
Новый статус учреждения – центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, позволил по-новому взглянуть на своих воспитанников, которые находились в трудной жизненной ситуации, воспитателей, которые занимается их воспитанием, образованием и развитием, воспитанников-выпускников и детей, переданных на воспитание в замещающие семьи.
Изменился объем работы, ее направление и содержание, но мы продолжаем поиск новых технологий воспитания, поиск путей, которыми на основе педагогики поддержки, являющейся для нас методологическим фундаментом деятельности, мы сможем проектировать, программировать, корректировать жизнедеятельность своих воспитанников и детей, нуждающихся в нашей поддержке и помощи. Мы учимся сопереживать их эмоциям, развивать волю, познавательные способности, компетентность личности, информационную грамотность, коммуникабельность, развивать способность быть толерантными. Новый статус учреждения - это новый виток в развитии наших педагогов, их готовности и творческом стремлении находить эффективные решения возникающих проблем в нашем, пророй таком сложном и весьма технологичном мире.