Папазян Армине
Роль природы в разностороннем развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы» (13, с. 64).
Публикация «Роль природы в разностороннем развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи детей раннего возраста подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» (22, с. 132-133).
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Многие педагоги обращают внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (19, с. 32). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи (21, с. 58). Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в самостоятельности мышления. Ребенок учится находить сходство предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Необходимо объяснить, что растения и животные – живые существа, они умеют дышать, а самое главное, они чувствуют боль, как люди. Сломанная ветка березы плачет и просит о помощи. Малыши воспринимают все буквально и надолго сохраняют эти ощущения. Правильное отношение к живым существам воспитывается в играх. Воспитание не станет экологическим, если они не поймут, что комнатным цветам необходимо пить водичку, попугайчику – зерно, а синичкам зимой – крошки хлеба.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон (16, с. 54)
Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомление с природой должно начинаться еще с раннего возраста.
Список литературы
1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2001. – 183с.
2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 96с.
3. Потапова, Л. М. Детям о природе – экология в играх /Л. М. Потапова. – Ярославль, 2003. – 186с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.
5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) /Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 84с.
6. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий /О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика - Синтез, 2008. – 211с.
7. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет /С. Н. Теплюк. – М. : Москва – Синтез, 2005. –189с.
8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения /К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение,1968. – 205с.