наталья шамова
Проект «Звуковые дорожки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Звуковые дорожки» адресован логопедам, воспитателям для работы с детьми 5-7 лет как с нормой фонематического восприятия и слуха, так и с его нарушением.
Данный проект содержит игровые упражнения, игры, игровые задания, которые могут использоваться на специальных коррекционных занятиях логопедов, занятиях по развитию речи воспитателей, а также в свободное время.
Срок реализации проекта : октябрь-май.
Участники проекта : учитель-логопед, дети, воспитатели, родители.
Актуальность.
Публикация «Проект „Звуковые дорожки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
С каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования к людям, к нам взрослым и к детям: растет объем знаний, создаются новые программы для детских садов и школ.
Для того чтобы помочь детям справиться со всем этим, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения.
Ребенка окружает множество звуков : музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды, но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.
Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Это не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью – чтением и письмом.
Частота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, фонематического восприятия, дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Очень важен для формирования правильного звукопроизношения фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
По результатам моего логопедического обследования у 70% детей с речевыми нарушениями страдает фонематическое восприятие и фонематический слух. Дети 6-7 лет затрудняются в дифференциации близких по звучанию звуков, не умеют определить место, количество и последовательность звуков в слове. Все это мешает при постановке звуков, при работе над звуковым анализом. Поэтому важно начинать работу по развитию фонематического слуха у дошкольников как можно раньше в младшем возрасте. Работу по развитию фонетики вести нужно регулярно, соблюдая принцип постепенного усложнения.
Вести такую работу можно используя специальные игры, игровые упражнения, игровые задания на занятиях по развитию речи, а также в свободное время.
На основе программы Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» мной разработан комплекс игровых упражнений на развитие у детей фонематического слуха и восприятия. Также использовала известные дидактические игры по звуковой культуре речи.
Цель:
Развивать у детей слуховое внимание и слуховую память, фонематическое восприятие и фонематический слух.
Задачи:
1. Систематизировать упражнения, способствующие развитию фонематического слуха.
2. Тренировать слуховую память, слуховое внимание.
3. Сформировать умение различать звуки
4. Упражнять детей в делении слов на слоги и в выполнении звукового анализа слов.
5. Развивать у детей речемыслительную деятельность, расширять словарный запас.
6. Воспитывать интерес у детей к речевым играм со словом, звуком.
7. Привлекать родителей к совместной коррекционной работе с логопедом.
8. Просвещать педагогов и улучшать качество совместной работы по логопедическому сопровождению детей в ДОУ.
Педагогический прогноз:
- Будет разработана система работы над формированием фонематики и представлен опыт работы на методическом объединении логопедов, семинаре по развитию речи в ДОУ, в виде консультации для родителей, педагогов.
- Уменьшится доля детей с недоразвитием фонематическим слуха.
- Повысится восприимчивость детей к различению звуков.
- Будут развиты слуховая память и внимание, умение делать простейший звуковой анализ.
- У детей улучшится вербальная память, увеличится словарный запас, повысится речемыслительная деятельность.
- В педагогический процесс вовлекутся воспитатели (расширение знаний педагогов по логопедическому сопровождению детей).
- Родители примут активное участие в совместной работе с логопедом.
Принципы проекта :
системность (рационально спланированная, скоординированная поэтапная работа);
индивидуализация (изучение логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин нарушения фонематического слуха);
комплексность (вовлечение в коррекционную работу педагогов, родителей, педагога-психолога) :
доступность (материал представлен в форме игр и игровых упражнений и подобран по возрасту и индивидуальным потребностям);
здоровьесбережение (развитие у детей остроты физиологического слуха, слухового внимания и памяти).
Формы работы по проекту :
1. Работа с детьми:
проведение игр и игровых упражнений на логопедических занятиях,
проведение бесед и занятий с использованием мультимедийных презентаций.
2. Работа с родителями:
консультации письменные и устные,
открытые занятия для родителей логопатов,
3. Работа с педагогами (воспитатели, педагог-психолог, старший воспитатель, логопеды других учреждений) :
сообщения, консультации на методических объединениях, семинарах,
использование в работе над проектом ИКТ
Структура и содержание проекта
1. Перспективный план мероприятий
2. Приложение:
- комплекс игр и упражнений на формирование и развитие фонематического слуха по этапам;
- письменные консультации для родителей и педагогов: «Как предупредить у детей неправильное звукопроизношение и другие нарушения речи», «Развитие фонематического слуха и восприятия – одна из важных составных работ по развитию речи у дошкольников», «Использование шепотной речи»;
- родительское собрание в старшей группе на тему: «Значение развития речи детей. О речевых нарушениях».
Одним из условий успешной реализации цели проекта является обеспечение методического инструментария. Это подбор игр, игровых упражнений и игровых заданий, основанных на ведущей деятельности дошкольников - игре.
Этапы реализации проекта
1 этап - организационный (сентябрь)
Задачи:
- выявить уровень развития у детей фонематического слуха и восприятия
- заинтересовать детей, родителей и педагогов в активном участии реализации проекта.
Реализация первого этапа проекта
Сентябрь
№ Мероприятия Задачи
1. Изучение развития речи детей в анамнезе :
- Знакомство с медицинскими картами детей
- Пронаблюдать динамику развития речи детей, увидеть возможные причины речевых нарушений, отметить детей с уже имеющимися нарушениями речи
2. Совместная деятельность с детьми
• Наблюдение за речевым поведением детей в свободное время и на занятиях
• Беседы с детьми - Увидеть проблемные стороны в развитии речи детей на занятиях и в свободное время
- Выявить детей с нарушениями фонематической стороны речи
• Логопедическое обследование фонематического восприятия:
1. Выделение звука (слога) из ряда звуков (слогов). Задания.
Хлопни, когда услышишь звук с : с, т, з, ш, с, ж, с, ш, т, с.
Хлопни, когда услышишь слог шо: шо, шу, со, сы, ша, жо, шо, со.
2. Покажи картинку: мишка-миска, лак-рак, дрова-трава, крыша-крыса и другие.
3. Отбери только картинки на звук р : ружье, рыба, лопата, лампа, лев, лейка рука, рот.
4. Раздели картинки со звуками С-З : коляска, арбузы, ваза, знаки, сосиски, козлята, свиньи, смородина.
5. Повтори: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба, кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка.
6. Анализ звукового состава слова
Назови первый звук в слове : Алик,
утка, волк, банка.
Назови последний звук в слове : мука, шары, пух, нос. - Выявить имеющиеся нарушения фонематического слуха и восприятия
- Обратить внимания детей на схожесть звуков по звучанию (глухие и звонкие) и различие по способу образования (щелевые, смычно-взрывные, смычно-щелевые, смычно-проходные, дрожащие)
- Вызвать интерес у детей к звукам (показать как важен для человека физический слух, умение различать звуки)
3. Совместная деятельность с родителями
• Индивидуальные беседы с родителями дошкольников
• Сообщение для родителей о результатах логопедического обследования индивидуально
- В ходе индивидуальных бесед с родителями выяснить степень озабоченности ходом развития речи их детей
- Ознакомить родителей с результатами обследования детей
- Показать значимость работы над развитием речи и в частности над формированием фонематического слуха, тем самым заинтересовать родителей дошкольников в совместной работе с логопедом
4. Совместная деятельность с педагогами ДОУ
• Индивидуальные беседы о воспитанниках
• Сообщение педагогам результатов логопедического обследования
- Получить от воспитателей групп речевые характеристики на воспитанников
- Ознакомить педагогов с результатами обследования детей
- Указать проблемные стороны речи детей, напомнить о необходимости работы над фонетикой на занятиях и в свободное время
2 этап - основной (октябрь-апрель)
Задачи:
- Реализовать в коррекционной работе комплекс мероприятий, направленных на развитие у дошкольников фонематического слуха и восприятия.
Реализация второго этапа проекта
Октябрь-апрель
№ Мероприятия Задачи
1.
Подборка игр и игровых упражнений по развитию у детей фонематического восприятия и слуха (приложение)
Написание перспективного плана по этапам работы
Изготовление игр - Подобрать игры и упражнения для развития у детей фонематического слуха и восприятия
- Составить перспективный план формирования и развития фонематического слуха и восприятия по этапам, предложенным Т. Б. Филичевой
- Изготовить игры для логопедического кабинета
2. Совместная работа с детьми
Коррекционные логопедические занятия, включающие работу над фонетикой (занятия индивидуальные и подгрупповые)
Просмотр с детьми презентаций о разнообразии звуков («Звуки окружающего мира», «Звуки») - Показать детям богатство и величие звуков вокруг нас
- Расширять представления детей об окружающем мире
- Воспитывать интерес у детей к речевым играм со словом, звуком
- Развивать у детей слуховую память, речевой слух, фонематическое восприятие
- Формировать умение различать звуки и выполнять звуковой анализ
- Расширять словарный запас, развивать речемыслительную деятельность
3. Совместная работа с родителями дошкольников
Устные консультации для родителей логопатов
Письменные консультации: «Развитие фонематического слуха», «Как предупредить у детей неправильное звукопроизношение и другие нарушения речи» (приложение)
Занятия-практикумы для родителей логопатов
Сообщение на родительском собрании «Значение развития речи детей. О речевых нарушениях» (приложение)
Наглядная агитация в форме ширмы «Развитие фонематического слуха. Игры и упражнения» - Указать родителям на важную роль развития у детей фонематического слуха и восприятия в развитии речи детей
- Оказать методическую помощь родителям дошкольников
- Дать рекомендации, практические советы и материал для занятий над фонематическим развитием дома
4. Совместная работа с педагогами ДОУ
Консультации устные о том, как организовать речевую совместную деятельность в свободное время по формированию у детей фонематического восприятия
Сообщения для педагогов на семинарах на темы: «Развитие фонематического слуха и восприятия – одна из важных составных работ по развитию речи у дошкольников», «Использование шепотной речи» (приложение)
Мастер-класс по проведению некоторых игр с дошкольниками
- Включать воспитателей в коррекционно-педагогический процесс логопедического сопровождения детей
- Повышать уровень логопедических знаний педагогов
- Дать практические рекомендации воспитателям по работе над фонетикой.
- Предоставить педагогам практический материал (игры и упражнения) для проведения в свободное время
3 этап - заключительный (май)
Задачи:
- Анализ результата реализации проекта, соотнесение с поставленной целью
- Ознакомление родителей с результатами работы по проекту «Звуковые дорожки»
Реализация третьего этапа проекта
Май
№ Мероприятия Задачи
1.
2.
3.
Логопедическое обследование. Анализ результатов
Сообщение воспитателям результатов работы по проекту
Сообщение родителям результатов логопедического обследования (состояние фонематического слуха).
В форме устных консультаций - Выявить уровень развития у детей фонематического слуха
- Обсудить с воспитателями проблемные стороны, которые возникали в работе над проектом, отметить положительные результаты
и трудности в ходе реализации проекта
- Сообщить родителям о результатах проекта, указать динамику изменений
- Привлечь родителей к дальнейшему сотрудничеству
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта систематизированы игры и упражнения (по этапам, направленные на развитие у детей фонематического слуха и восприятия.
В процессе реализации задач проекта у детей :
- повысился интерес к речевым играм со словом, звуком;
- улучшились слуховая память и внимание;
- сформировалось умение различать звуки;
- повысился уровень развития фонематического восприятия и слуха;
- дети получили навыки звукового анализа слов;
у родителей:
- родители получили знания о речевых нарушениях речи дошкольников, о роли фонематического развития
- появилась заинтересованность в совместной работе с логопедом
у педагогов:
- повысился уровень знаний педагогов по логопедическому сопровождению детей
- возросла заинтересованность педагогов в развитии у детей фонематических процессов.
Используемая литература:
1. Батяева С. В. Говорим правильно. Развитие речи. -М. : Издательство АСТ. -2015. 96с.
2. Л. С. Волкова «Логопедия. М Просвещение 1989 г.
3. Егорова, О. В. Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / О. В. Егорова. - М. : ГНОМ и Д, 2010. - 32 c.
4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха. Методичка. – М. : Ювента. – 2007г.
5. Колесникова Е. В. Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет. – М. : Ювента. – 2017г.