Елена Назарова
Проект «Звуки и буквы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Назарова Е. В.
БДОУ г. Омска «Детский сад №52 компенсирующего вида»
Тема проекта : «Звуки и буквы».
Тип проекта : Информационно – творческий.
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатель, учитель – логопед, родители.
Продолжительность: средняя (2 месяца).
Публикация «Проект „Звуки и буквы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Цель: Создание чётких представлений у детей о звуках речи, совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Актуальность темы:
Одним из направлений коррекционной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи и зрения является создание чётких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Для детей с амблиопией и косоглазием с обеднённым чувственным опытом речь должна стать компенсирующим фактором в овладении элементами универсальных учебных действий в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, требующего предоставить детям с ОВЗ равные возможности при поступлении в школу наравне с их здоровыми сверстниками.
У детей с депривацией зрения и проблемами в речевом развитии нарушено произношение фонем и их восприятие. Они испытывают трудности звукового анализа и синтеза, что может долго оставаться причиной дисграфии и дислексии в школе.
Серьёзная исследовательско – творческая проектная деятельность тесно связанная с игровой формой коллективного взаимодействия поможет дошкольникам овладеть практическим осознанием
Задачи проекта :
- Формировать у детей предпосылки к грамотности, умения выделять звуки из состава слов, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, делить слова на слоги.
- Познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков.
- Развивать мелкую моторику, графические навыки, коммуникативные и познавательные способности, творческое воображение, мышление.
- Наладить эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап.
Поиск и анализ проблемы, планирование проектной деятельности, коррекция календарных планов, выбор темы, определение цели, задач. Составление пошагового планирования работы над проектом, мотивация проектирования для детей.
Формирование проблемы: зачем нужны гласные звуки? Что будет с русским языком, если исчезнут гласные или согласные звуки и буквы?
Обсуждение проблемы с детьми. Мотивация проектирования : побольше узнать о звуках русского языка, выучить буквы, научиться читать и подготовиться к обучению в школе.
2. Основной этап.
Основной этап включает в себя три направления, осуществление которых проходит интегрировано.
1). Поисково-информационное направление.
На данном этапе выясняется, что уже известно детям о звуках и буквах. Что надо делать, чтобы правильно произносить все звуки. Что такое алфавит, азбука, артикуляционный аппарат.
Проводится работа по сбору информации и извлечению интересных сведений об алфавитах, буквах, азбуках. Проводятся занятия по обучению элементам грамоты с использованием проектного метода (дети знакомятся со страной Фонетика, с её жителями Звуковичками). Заучивают стихи о буквах, пословицы.
2). Исследовательское направление.
Исследуя гласные и согласные звуки, дети самостоятельно делают вывод о том, чем они отличаются друг от друга, чем различаются звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки, знакомятся с графическим образом букв. Вся деятельность проходит в игровой форме. Игры на звуковой анализ и синтез слов: «Рассели Звуковичков по своим домикам», «Волшебный звук», «Озорная Звукоешка», «Вылечи букву», «Слоговица», «Подарки Звуковичкам». Игры на конструирование букв, слов, предложений: «Узнавалки», «Заменялки», «Превращалки», «Озорная буква», «Живое слово», «Буква - путешественница», «Колесо слов».
3). Творческое направление.
Работа по оформлению проекта. Создание модели страны Фонетика, городов Гласный и Согласный, создание поделок для выставки «Моя любимая буква», книжек – самоделок с авторскими рассказами о звуках и буквах, стихами и сказками о буквах, «Семейной азбуки».
3. Заключительный этап.
Презентация проекта детьми : Викторина «Звуки и буквы» (открытое мероприятие для воспитателей). Спектакль «Спор букв» - театр для детей других групп. Занятие – развлечение «Путешествие в страну Фонетика» (для детей и родителей).
Родительское собрание по подведению итогов детско – взрослого проекта, награждение активных участников.
Презентация работы педагогов по проекту «Звуки и буквы» на педагогическом совете.
Ожидаемый результат:
Сформированность предпосылок грамотности: умение выделять звуки в словах, делить слова на слоги, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки.
Проявление творческого воображения, мышления, коммуникативных и познавательных способностей в речевой деятельности.
Наличие у детей умения с помощью остаточного зрения выделять признаки графического образа букв и пользоваться зрительными возможностями при письме и чтении.
Тесная и эффективная взаимосвязь педагогов, родителей и детей в коррекционной работе через совместную проектную деятельность.
Проявление родителями заинтересованности и активности в жизнедеятельности ДОУ.