Лена Черненькая
Проект «Золотая осень» во второй младшей группе
В современном мире существенно изменился процесс воспитания детей. Широкий спектр интернет ресурсов как образовательных, так и развлекательных влияет на образовательный процесс и условия воспитания детей дома. Родители все чаще увлечены мессенджерами, поиском дополнительного дохода, забывая о том, как важно уделять внимание общению с ребенком, обсуждению его проблем, рассказыванию об окружающем мире.
Именно в общении взрослого и ребенка раскрывается процесс передачи знаний и умений, накопленных предыдущим поколением последующему.
Публикация «Проект „Золотая осень“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Мир, который нас окружает так прекрасен, и не замечать разнообразие красок, явлений, связанных с сезонными изменениями в природе может повлиять на эмоциональное восприятие не только взрослых, но и детей.
ФГОС ДО ставят перед педагогами задачу формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а также воспитание социально-активной личности, формируя навыки общения и сотрудничества.
Именно сотрудничество позволяет поддержать детскую любознательность, накопление представлений об окружающем мире. В процессе воспитания необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?».Воспитатели в детском саду с детьми организуют разные виды детской деятельности: чтение художественной литературы, подвижные игры, рассматривание сюжетных картинок, рисование, беседы и обсуждения, театрализованную и игровую деятельность, сбор природного материала для творчества. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Поэтому в этот период их жизни информация детям подается в увлекательной форме о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью.
В результате наблюдения за детьми младшего дошкольного возраста у детей выявлены трудности в познавательном развитии в разделе «Природный мир»: классификация предметов окружения, соотнесение предметов по заданному признаку, название животных и их детенышей, растений и ягод, овощей и фруктов. В результате проведенного первичного мониторинга высокий уровень З-У-Н имеют 5%, средний уровень развития у 65%, низкий -30%.
В результате проведенного анкетирования среди родителей по экологическому воспитанию выявлены следующие результаты:
- 92% родителей привлекают детей к уходу за растениями и животными и что дети проявляют заботу о животных во время ухода за ними;
- 33% родителей ответили, что читают детям книги о природе;
- 42% - родителей сказали, что дети знают стихи, загадки о животных и растениях;
Можно сделать выводы, что дети мало читают с родителями о природе, животных и растениях, загадывают и отгадывают загадки. Недостаточно информации и литературы в области экологического воспитания.
Поэтому возникла проблема – недостаточное погружение в чтение художественной литературы о природе.
Необходимо информировать родителей о методике экологического воспитания с целью формирования у детей первичных представлений о природном окружении, в частности времени года осень. Именно осенью происходят изменения в природе, сбор урожая, затихание живой природы, подготовка к зиме как диких животных и птиц.
Цель проекта: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в осенний период.
Новизна. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках. Проект позволяет сформировать у детей познавательный интерес к родной природе, воспитать чувство красоты, гармонии, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Участие родителей в этом проекте запустит процесс педагогического просвещения в области экологического воспитания.
Задачи:
1. Образовательные:
• познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
• расширить представление детей о многообразии и пользе овощей и фруктов;
• расширять и активизировать словарный запас детей;
• формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
• развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
• развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
• развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
• развивать умение слушать и слышать прочитанное, отгадывать загадки по описанию основных признаков объектов природы;умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
• формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений художественной литературы.
Воспитательные:
• воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
• воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Знакомство с информацией по формированию экологического воспитания у детей.
2. Вовлечение в процесс изготовление поделок из природного материала.
3. Внедрение в педагогический процесс практику с родителями - обмен литературой по системе Бук кроссинга.
4. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Задачи для педагогов:
1. Разработать план мероприятий по проекту «Золотая осень».
2. Создать предметно развивающую среду по данной проблеме в группе.
3. Подобрать художественную, познавательную литературу по теме.
4. Разработать Конспект вечера развлечения.
5. Подобрать перечень закличек, частушек, пословиц, поговорок, примет, связанных с темой проекта.
6. Подобрать Консультативный материал для родителей.
7. Подобрать сюжетные картины, иллюстрации, фотографии по теме.
Содержание проекта
Гипотеза. Проект позволит объединить всех участников образовательного процесса в области экологического воспитания детей младшей группы.
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
1. Дети знают и понимают понятие «осень», её признаки и дары, бережно относятся к объектам природы родного края;
2. Дети активно участвуют в обсуждении прочитанного и увиденного на прогулках в детском саду и совместно с родителями, используют в детской деятельности сюжеты из личного опыта, приобретенного в осенний период;
3. Дети применяют навыки в изобразительной деятельности с использованием растительного материала, могут исполнять роли героев в театрализованной деятельности при инсценировке сказок «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», активно участвуют в исполнении песен и танцев, этюдах.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
1. Проявление активного интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей по экологическому воспитанию.
2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
3. Осознанное понимание родителями дальнейшего взаимодействия с ДОУ и детьми.
Предполагаемые итоги:
Продукты проекта для детей:
1. Выставка детских работ
2. Коллективная работа «Осеннее дерево»
3. Праздник «Золотая осень»
Продукты проекта для родителей:
1. Выставка поделок «Дары осени»
2. Выставка рисунков «Краски осени»
3. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку», «Интересно все вокруг осенью»
4. Консультация для родителей «Как сберечь природу», «Как сделать поделки из соленого теста», «Как сделать маски своими руками»
Критерии оценки результатов проекта
Оценка результатов направлена на развитие, совершенствование и корректировку воспитательно-образовательного процесса входе проекта.
Проведена первичная оценка имеющегося у детей багажа знаний, умений и навыков по экологическому воспитанию «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: ознакомление с природой» по методике Ю. А. Афонькиной, что позволило дифференцировать детей на основе имеющегося у них опыта. (См. Приложение 1)
В ходе проекта детям предоставляется возможность наглядно следить за своими успехами и успехами сверстников, своими достижениями. Оценивание детьми помогает: понять, что у них получается; обнаружить, чего они не знают; обнаружить, что они не умеют.
Промежуточное оценивание результатов помогает:
- следить за прогрессом развития знаний, умений и навыков у каждого ребёнка;
- своевременно внести необходимые изменения в педагогический процесс в ходе проекта.
Методы и способы реализации проекта
• Система НОД (по тематике проекта).
• Интегрированные творческие занятия (синтез театральных технологий с арттерапией, танцем, музыкой, игрой, куклами и др.).
• Детское экспериментирование (при изготовлении моделей из растительных материалов).
• Словесные методы: метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
• Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
• Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций.
• Практические методы: театрализованная деятельность, рисование, лепка, аппликация, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, конкурсы, иллюстраций, подбор произведений для чтения согласно возрастным особенностям.
• Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо пополнение ППРС дидактическими играми, сделанными своими руками. Подбор литературы, потешек, стихотворений, загадок по теме проекта.
Технические средства: аудиоколонки для воспроизведения музыкальных композиций.
Финансовые средства необходимы для награждения участников выставок и конкурсов, которые обеспечивают родительский комитет по договоренности как подарки.
Перспективы развития
Проектную деятельность можно транслировать и передавать воспитателям других детских садов как сформированную базу воспитательно-образовательного процесса в осенний период. (Ссылка для скачивания материалов: Рабочий план
Продолжать создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в зимний период в форме проектной деятельности.
Заключение
Работая над проектом: «Золотая осень», расширили представления детей об окружающем мире. На протяжении всей деятельности дети были заинтересованы. В ходе проекта дети расширили свои знания об осени, как о времени года, узнали новые приметы, поговорки, пословицы, познакомились с художественной литературой по данной теме. Познакомились с картинами известных художников, изобразивших осень. В саду прошел замечательный праздник осени.
Дети вместе с родителями изготовили поделки из осеннего материала.
В саду прошла выставка детских работ, где дети проявили свои творческие способности, и закрепили полученные знания по теме «Осень».
Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Вовлечение родителей в совместную деятельности в рамках реализации проекта оказали огромную помощь в работе с детьми.