Регина Мустафина
Проект «Знакомство с рыбами» для детей младшей группы с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
1 Название проекта : Знакомство с рыбами
2 Проблемное поле проекта (гипотеза) : Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Разнообразие животного мира пробуждает любознательность, побуждает детей к деятельности. Встречи с природой и её объектами помогают им формировать реалистические знания об окружающем мире, воспитывать гуманное отношение к живым существам.
Публикация «Проект „Знакомство с рыбами“ для детей младшей группы с нарушением зрения» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
3 Цель: формирование экологической культуры ребёнка, познавательной, речевой, творческой деятельности через сетевое взаимодействие, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
4 Задачи:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработать перспективное планирование по проекту.
3. Сформировать у ребят представление о рыбах.
4. Развивать зрительное восприятие, ориентировку в окружающем пространстве, способность делать выводы, творческую деятельность ребят.
5. Воспитать любовь к подводному миру.
5 Описание продукта, полученного в результате проекта :
С детьми - коллективная творческая работа «Аквариум»
7 Вид проекта : краткосрочный (1 неделя, познавательный.
8 Состав участников: тифлопедагог и дети младшей группы
9 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Алгоритм реализации проекта
Образовательные области Задачи
Образовательная область «Речевое развитие» (коммуникативная деятельность) :
Беседа о внешнем виде рыб, частях их тела.
Беседа «Что есть в аквариуме?»
Беседа «Где обитают рыбы?»
Образовательная область «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) :
Рассматривание предметных картинок «Рыбы»
Рассматривание сюжетных картинок с помощью лупы «Подводные обитатели», «Аквариум»
Рассматривание плавающей модели рыбки
ОКОД по развитию зрительного восприятия «Рыбки плавают в пруду»
ОКОД по развитию ориентировки в пространстве «Рыбки в аквариуме»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игры -драматизации, театрализованные игры, коммуникативные игры.
Игры -путешествия, встречи со сказочными героями (Хрюша, Золотая рыбка).
Образовательная область «Физическое развитие»
Физкультминутка «Рыбка и червяк», «Морская волна», «Рыбы», «В аквариуме нашем».
Подвижные игры «Сердитая рыбка», «Рыбка, рыбка, где ты спишь?», «Цветные рыбки», «Рыбаки и рыбки».
Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавает в водице», «Рыбки».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Коллективная творческая работа «Аквариум» с использованием приёма рисования пальчиками.
Ожидаемый результат:
1. Умение определять рыб среди других животных, узнавать рыб среди других предметов, знать строение рыбы и чем покрыто её тело.
2. Формирование речевых навыков.
3. Развитие зрительного восприятия и ориентировки в окружающем пространстве, мелкой моторики.
4. Коллективная творческая работа «Аквариум».
10 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
Детская литература, энциклопедии, интернет-ресурсы по тематике проекта, иллюстративный материал.
11 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения
проекта : иллюстрации «Аквариум», «Рыбы в реке»,«Строение рыбы»;
Картотека подвижных игр, физкультминуток и пальчиковых гимнастик по данной теме.
12 Планируемое время на реализацию проекта : с 8 по 12 февраля 2021г
Срок реализации Содержание деятельности
Понедельник
Беседа о внешнем виде рыб, частях их тела.
ОКОД «Рыбки плавают в пруду».
Дидактическая игра на развитие осязания «Волшебный мешочек»
Вторник Дидактические игры на развитие целостного восприятия изображения и конструктивного праксиса «Разрезные картинки», пазлы «Рыбка».
Подвижная игра «Рыбка, рыбка, где ты спишь?», «Цветные рыбки»
Среда
Беседа «Что есть в аквариуме?»
ОКОД по развитию ориентировки в пространстве «Рыбки в аквариуме»
Подвижная игра на прогулке «Рыбаки и рыбки».
Четверг Опыт с водой и заводной рыбкой «Оживим рыбку»
Беседа «Где обитают рыбы?»
Дидактическая игра на развитие цветовосприятия «Цветные рыбки»
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
Подвижные игры «Цветные рыбки», «Рыбка, рыбка, где ты спишь?».
Пятница
Коллективная творческая работа «Аквариум» (аппликация с использованием рыбок раскрашенных с помощью приёма рисования пальчиками)
Подвижные игры «Сердитая рыбка», «Рыбаки и рыбки».
Продукт: Коллективная творческая работа «Аквариум» с использованием приёма рисования пальчиками
Выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с аквариумом и его обитателями, дети проявляли интерес и желание играть с дидактическим и наглядным материалом;
- работа по данной теме позволяет решить множество коррекционных задач.
Приложение №1
Конспект ОКОД по развитию зрительного восприятия «Рыбки плавают в пруду»
Программные задачи
1. Знакомить детей с рыбами, их внешним видом и частями тела, местом обитания.
2. Обратить внимание на то, что тело рыб покрыто чешуей.
3. Развивать цветовосприятие, зрительное внимание.
Материал к занятию: картина «Рыбы», игрушка Хрюша, карандаши, контурное изображение рыбы на каждого ребенка, калька, скрепки.
Ход занятия
1. Организационный момент
В группу приходит Хрюша и говорит, что принес картинку с птичками, и что у них есть хвост (показывает картину с рыбками). Педагог и дети говорят Хрюше, что это не птички, а рыбы.
Педагог предлагает детям рассказать Хрюше, как узнать рыбку.
Покажите, рыбку, которая плавает.
Покажите рыбку, которая зарылась в песок?
Педагог: Что это у рыбки? (Показывает нижний плавник).
А зачем рыбки плавники? Иди, покажи, где плавник.
Да, пошевелит этими плавниками – вперед поплывет, которые впереди, под головой. А пошевелит этими около хвоста, наверх поплывет. Хвостиком вильнет и поплывет в другую сторону.
Педагог: А зачем рыбки плавают?
Да, рыбка плавает за едой. Рыбка только в воде умеет плавать. У рыбки плавники, а ног нет.
2. Дидактическое упражнение с лупой. Хрюша предлагает детям рассмотреть картинки с рыбами с помощью луп.
3. Физкультминутка «Рыбка и червяк».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. ( прыжки: ноги в стороны, вместе и т. д)
Возле берега червяк
Извивается – вот так, (руки на поясе, наклоны вперед)
Рыбка подплывает, (руки вместе, волнообразные движения руками)
Червяка хватает. (хлопок руками)
4. Педагог: А где живет рыбка? (в аквариуме, в речке).
Педагог: Рыбка и дышать умеет только в чистой воде. У рыбки есть жабры. Оля покажи, где жабры. А зачем рыбки жабры? А мы чем дышим, давайте покажем Хрюше, как мы дышим носом, а не ртом. Рыбка дышит в чистой воде. А мы можем дышать в воде? Нет, мы дышим воздухом. Вдохните носом, а выдохните ртом.
Педагог: Мы отдохнули. А чем покрыта рыбка?
Рыбка покрыта чешуёй.
Педагог: А у рыбки есть глаза?
Зачем рыбе глаза? (смотреть). Что еще есть у рыбы? (рот). А зачем нужен рот? Правильно, у рыбки есть рот, чтобы есть.
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки под водой резвятся Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.
Вместе плавают, кружатся Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.
И ныряют – раз, два, три… Ладонями делать ныряющие движения
Как им весело, смотри!
6. Дидактическое упражнение «Нарисуем рыбку»
Педагог предлагает детям обвести рыбок через кальку и подарить получившиеся картинки Хрюше.
7. Зрительная гимнастика «Проследи за рыбкой». Прослеживание взглядом за движением игрушечной рыбки на удочке.
8. Итог занятия.
Приложение №2
Конспект ОКОД по развитию ориентировки в пространстве «Рыбки в аквариуме»
Программное содержание:
• уточнять и обобщать знания детей о рыбах, их месте обитания (море, река, аквариум);
• закреплять внешние признаки, строение рыб, действиях, которые они могут совершать;
• расширять и активизировать словарный запас по теме «Рыбы»;
• продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, находить с помощью зрения заданный предмет.
• развивать умение ориентироваться на микроплоскости, определять местоположение объекта (рыбок в аквариуме) и словесно обозначать его.
• стимулировать зрительные функции, развивать общую и мелкую моторику, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Оборудование: Золотая рыбка, магнитная доска, изображения деталей аквариума (на дне домик, водоросли, камни); силуэтные изображения рыб и карточки с их контуром «Путаница»; удочка с магнитом и пластмассовые рыбки (по количеству детей, магнитофон, аудиозапись «Аквариум» К. Сен-Санса.
1. Организационный момент. Загадка про рыбку:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
2. В гости к детям приплыла Золотая рыбка, приглашает детей в гости.
Тифлопедагог обращает внимание детей на внешние признаки Золотой рыбки : чешую, плавники, длинный хвостик (напоминает, зачем рыбке чешуя, плавники, хвостик, где живет Золотая рыбка? (в аквариуме). Тифлопедагог обращает внимание детей на магнитную доску с изображением аквариума, дети рассматривают дно аквариума.
3. Золотая рыбка показывает свои владения, дети комментируют, куда плывет рыбка? – «Рыбка плывет к домику» (вверх, вниз, налево, направо)
4. Дидактическое упражнение «Рыбки в аквариуме».
Тифлопедагог предлагает детям расположить рыб-подружек Золотой рыбки в аквариуме (на магнитной доске) по словесному указанию (вверху, внизу, слева, справа, по середине).
4. Динамическая пауза (аудиозапись «Аквариум» К. Сен-Санса)
Где еще живут рыбы? – в реке, в море.
Показываем волны в реке (ручки сцепить в замочек, имитируем волны). Когда дует сильный ветер, волны поднимаются выше. Но если ветер будет очень сильным, то может случиться и буря.
На морях бывают штормы,
Там большие ходят волны.
Волнообразные движения сцепленных рук перед собой.
Выше дома, выше крыш
Увеличить амплитуду волн
Пароход им - как малыш!
Максимальные волны сцепленными руками
5. Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)
6. Дидактическая игра «Найди место для рыбки». Тифлопедагог обращает внимание детей, что на столах приготовлены карточки с заданием «Путаница» и силуэты рыб и предлагает детям найти место для каждой рыбы.
7. Зрительная гимнастика «Проследи за рыбкой». Тифлопедагог обращает внимание детей, на то, что в речке тоже живут рыбки. На берегу реки сидит рыболов, отгадайте, загадку: «Что это у Ванечки? Палочка в руке, ниточка в реке?» – удочка. Хотите, тоже поймать рыбок? Только сначала нужно проследить за рыбкой глазами.
8. Дидактическая игра «Поймай рыбку». Педагог раздает детям удочки и предлагает по очереди поймать рыбку. Ребенок ловит рыбку, называет, какую рыбку он поймал (цвет).
9. Подвижная игра «Товарищ командир» Тифлопедагог предлагает поиграть с рыбками и даёт детям указание «Вытяните рыбку вперёд», «спрячьте за спину», «возьмите в левую руку», «поднимите вверх» и т. д.
10. Итог. Педагог предлагает отнести рыбок в аквариум к золотой рыбке. Они подружатся, и золотой рыбке не будет грустно.
Кто был у нас в гостях? Что умеют делать рыбки? Где живут рыбы?
Приложение №3
Картотека подвижных игр, динамических пауз и пальчиковых гимнастик.
Подвижная игра «Сердитая рыбка».
«Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем, ее разбудим
И посмотрим - что же будет»
Дети подходят к Золотой рыбке, которая по окончании стихотворения «просыпается» и ловит детей.
Подвижная игра «Цветные рыбки»
Атрибуты: разноцветные ленты (завязываются на запястье каждому ребёнку, обручи зелёного, красного, синего, жёлтого цвета.
Ход игры: Вот у нас аквариумы (обручи) — желтый, зеленый, синий и красный. А вы, ребята, рыбки. Пока звучит музыка, рыбки «плавают» по физкультурному залу. Но как только музыка остановится, каждой рыбке нужно будет найти свое место: желтые рыбки — в желтом аквариуме, а красные рыбки — в красном аквариуме, синие — в синем, зеленые — в зеленом.
Подвижная игра «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
Ночью темень. Ночью тишь. Ходьба
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе дети идут крадучись, как лисята.
След собачий к конуре прыгают, как собачки.
Белкин след ведет к дуплу прыжки на двух ногах.
Мышкин к дырочке в полу ходьба на носочках.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
«Рыбаки» берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх. А «рыбки» бегают произвольно, вбегая в круг и выбегая из него, пока проговариваются слова:
Рыбки по морю гуляют,
Рыбки хвостиком виляют.
На крючок не попадись!
Как только произносятся последние слова, хоровод должен дружно опустить руки вниз и поймать рыбок. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «рыбакам».
Физкультминутка «В аквариуме нашем»
Как в аквариуме нашем. Ходьба с вытянутыми вперед руками
Рыбки золотые пляшут
Они весело резвятся руками изображают плавание рыб
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, обнимают себя, раздвигают ноги руки в стороны (звезда)
То зароются в песке, садятся, накрывают голову руками
То помашут плавниками, машут руками
То закружатся кругами. кружатся.
Физкультминутка «Рыбы».
Улитки ползут, свои домики везут.
(передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спину)
Рогами шевелят, на рыбок глядят.
(Останавливаются, делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, в право.)
Рыбки плывут, плавничками гребут.
(Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперёд. назад.)
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.
(повороты туловища влево – вправо и наоборот)
Физкультминутка «Рыбка и червяк».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. ( прыжки: ноги в стороны, вместе и т. д)
Возле берега червяк
Извивается – вот так, (руки на поясе, наклоны вперед)
Рыбка подплывает, (руки вместе, волнообразные движения руками)
Червяка хватает. (хлопок руками)
Физкультминутка «Морская волна»
На морях бывают штормы,
Там большие ходят волны. Волнообразные движения сцепленных рук перед собой.
Выше дома, выше крыш Увеличить амплитуду волн
Пароход им - как малыш! Максимальные волны сцепленными руками.
Пальчиковая гимнастика по теме «Рыбка плавает в водице»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки под водой резвятся Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.
Вместе плавают, кружатся Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.
И ныряют – раз, два, три… Ладонями делать ныряющие движения
Как им весело, смотри!