Светлана Черкашина
Проект «Знакомим детей с русской народной культурой — творением рук человеческих»
▼ Скачать +Заказ
Участники проекта: родители воспитанников, дети подготовительной группы, педагоги группы.
Цель проекта: Воспитание у дошкольников интереса и уважения к ценностям духовной культуры, православным традициям русского народа, истории своего Отечества.
Задачи проекта:
1. Углублять знания о духовно – нравственных традициях русского народа.
2. Дать детям элементарные представления о христианских праздниках, обычаях традициях русского народа, истории своего Отечества.
3. Приобщать к культуре своего народа, национальному достоянию родного Отечества.
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Публикация «Проект „Знакомим детей с русской народной культурой — творением рук человеческих“» размещена в разделах
Длительность проекта – 5 месяцев.
Возраст детей – 6-7 лет.
Актуальность
Мы живем в сложное время. В современном мире вокруг нас происходят войны, катастрофы, убийства, бездомные дети, наркомания. Происходит деградация личности человека, проявляются безнравственность, бездуховность. Чтобы не озлобиться, не сломаться, выстоять, нужна прочная опора, тепло и свет.
Особенно плохо и трудно детям, которым часто не хватает сердечного тепла, любви, радости. А без этого нельзя воспитать и вырастить доброго, справедливого человека.
Детство – это основа всего. И то, что заложено в эти годы, как семена прорастет в будущем.
В дошкольном возрасте под влиянием окружающего общества ребенок формируется как личность, со способностью понимать и принимать нравственные основы жизни, с проявлением мировоззрения и собственной воли.
От того насколько компетентно и органично дошкольникам будет привиты идеалы духовности и нравственности, будет зависть успех становления.
Наше общество нуждается в духовно – нравственном воспитании на основе православных традиций. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств.
Цель современного воспитательного проекта – это формирование интеллектуально – развитой духовно и морально зрелой личности.
Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко сказал: «Наше благополучие зависит, прежде всего, от отношений между людьми, их творческой активности, характера и мотивов поступков, а главное – веры, любви, нравственной чуткости».
Сотрудничество церкви и государства в сфере Российского образования открыло возможность внедрять в педагогический процесс элементы православия. С учетом современных требований общества была разработана Концепция дошкольного воспитания. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно – нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Однако, как это осуществить на практике в условиях, когда педагоги не готовы донести детям элементарные основы христианских ценностей, а многие молодые родители не знают, как это сделать.
Выход один учиться вместе. И педагогам и детям, и родителям. Поэтому успех будет зависеть от совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения при участии Церкви в воспитательно - образовательном процессе с согласия родителей.
Начиная такое важное и ответственное дело, как формирование духовности наших детей, мы начали с индивидуального опроса родителей и детей о выявлении их осведомленности компетентности в вопросах воспитания духовно – нравственной личности.
Это позволило выявить как начальные знания и умения детей, так и определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности цель которой – «вырастить добрые плоды».
Для реализации проекта использовали в своей работе следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод использовался при рассматривании книжных иллюстраций, икон, фотоматериалов, наблюдений за окружающими, экскурсий в храм, во время целевых прогулок.
Словесный метод широко использовался в процессе свободного общения детей и взрослых; чтения стихотворений; народных праздников («Рождество», «Вербное воскресенье», «Пасха»); рассказов детей, воспитателей; бесед с элементами диалога; заучивания пословиц, поговорок; анализа различных житейских ситуаций; рассматривания наглядного материала.
Практический метод занимает важное место в художественно – продуктивной деятельности (роспись пасхальных яиц, изготовление открыток к праздникам, вырезания ангелочков из бумаги); в проведении игр.
Перспективный план
Срок проведения Содержание работы
Январь
Беседа о празднике «Рождество Христово»;
Продуктивная деятельность (ручной труд) Тема: «Изготовление
украшений для рождественской елки»
Февраль
Занятие: «Христианские традиции и быт русского народа»;
Оформление фотоальбома «Дорога к храму».
Март
Посещение музея «Русская изба»;
Занятие «Иконы и их создатели».
Апрель
Праздник «Вербное воскресенье»;
Продуктивная деятельность (аппликация) Тема: «Ваза с вербой».
Май
Праздник «Пасха»;
Продуктивная деятельность (лепка) Тема: «Пасхальное яичко»;
Экскурсия с детьми в церковь Почаевской иконы Божией Матери;
Выставка «Пасхальный фестиваль» (совместная работа с родителями)
Работа с родителями:
- опрос;
- Консультации для родителей по духовно – нравственному воспитанию;
- Выставки к праздникам.
В проекте выделено несколько направлений
1. Духовно – образовательное (занятия, беседы);
2. Воспитательно – оздоровительное (занятия – утренники, прогулки, игры);
3. Культурно – познавательное (встречи, целевые прогулки);
4. Нравственно – трудовое (продуктивная деятельность)
Вывод
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек – существо духовное, он стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Духовное воспитание – это медленный и непростой процесс и большая ответственность перед Богом и людьми. Возможно, что и результаты своего труда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности были здоровыми и засевались с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка.
Используемая литература:
1. Программа духовно - патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси» / В. Н. Вишневская. - Москва : АРКТИ, 2004. - 110, [1] с.
2. О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт – Петербург, 1997г.
3. Л. М. Шипицина. Азбука общения, Санкт – Петербург, «Детство -пресс»1998 г.
4. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ»