Наталья Матвеева
Проект «Зимующие птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: групповой (с группой детей и их семьями)
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Выполнила: воспитатель Матвеева Н. В.
Актуальность:
Публикация «Проект „Зимующие птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах родного края. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблемные вопросы:
• Кто такие зимующие птицы?
• Какие птицы зимуют в нашей местности?
• Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека?
• Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?
Гипотеза:
Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
Цель: расширить и углубить представлений детей о зимующих птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи:
Образовательные задачи:
• формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
• знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;
• расширять и активизировать словарь детей по теме;
• закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, аппликации;
• развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей бережное отношение к живой природе; потребность в заботе о птицах.
Развивающие задачи:
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
Образовательные области: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Дети знают перелетных и зимующих птиц нашего края, их повадки, у детей появилось желание помогать птицам, бережно к ним относиться.
• Расширен кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
• Развита у детей любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Для педагогов:
• Пополнение предметно-развивающей среды группы: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихами, рассказами о птицах, загадками, о зимующих птицах.
• Картотека наблюдений за зимующими птицами.
• Картотека дидактических игр на тему птицы.
• Картотека пальчиковых игр на тему птицы.
Для родителей:
• Активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Изготовление коллажа «Зимующие птицы нашего края».
• Изготовление кормушек.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Действия детей
Поиск ответов на вопросы:
Кто такие зимующие птицы?
Какие птицы зимуют в нашей местности?
Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека?
Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?
Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия поведения и питания птиц осенью и зимой. Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и в лесу. Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
Действия педагога
• Определение цели и задач реализации проекта.
• Планирование форм и методов работы с детьми.
• Перспективное планирование проекта.
• Изучение литературы по теме проекта.
• Подбор конспектов по развитию речи, лепке, аппликации, рисовании, по познавательному развитию.
• Подбор видеоматериала, музыкального материала, художественной литературы, иллюстраций, дидактических, подвижных игр.
• Разработка консультаций, памяток для родителей.
• Изготовление картотеки наблюдений за зимующими птицами.
Действия родителей
• Подбор загадок, стихов на тему птицы.
• Поиск информации о птицах нашего края.
II этап – основной (практический).
Действия детей
• Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
• Наблюдали за птицами.
• Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
• Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация на тему птицы нашего края.
Действия педагога
• Оформление наглядно-информационного материала для родителей (консультации, памятки).
• Проведение образовательной деятельности по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, рисованию, лепке, аппликации.
• Проведение развивающих, дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
Действия родителей
• Фотографирование птиц, которые обитают в городе; наблюдение за ними возле кормушек.
• Сбор картинок самых разных птиц для изготовления коллажа.
• Сбор корма и подкармливание птиц.
• Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
• Изготовление кормушек.
III этап – заключительный.
Действия детей
• Чтение выученных стихотворений о перелетных птицах.
• Участие в изготовлении коллажа «Зимующие птицы нашего края!»
Действия педагога
• Оформление результата проекта в виде презентации.
• Организация выставки детских работ (по рисованию, лепке, аппликации).
Действия родителей
• Участие в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
• Участие в изготовлении альбомов :
«Загадки о птицах нашего края», «Стихи о птицах нашего края».
Виды деятельности (методы и приёмы):
• Познавательные беседы: «Что мы знаем о птицах», «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах».
• Наблюдения: за снегирём, синичкой, воробьём, вороной, голубем.
• Пальчиковые игры: «Мы кормушку смастерили», «Воробей», «Птичка».
• Чтение художественной литературы: стихи, загадки, сказки, народные приметы о зимующих птицах, М. Горького «Воробьишко», К. Д. Ушинского «Ласточка», В. Берестов «Птицы».
• Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Перелет птиц».
• Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Узнай по голосу».
• Выставки рисунков и поделок.
• Просмотр презентации «Зимующие птицы».
• Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• Физминутки: «Воробушки», «Снегири».
Продукт проекта:
Для детей:
• Выставка поделок продуктивной деятельности (по рисованию, аппликации, лепке).
• Коллаж «Птицы нашего края».
Для педагога:
• Фотографии, иллюстрации, стихи, загадки о птицах.
• Картотека наблюдений за зимующими птицами, дидактические игры.
Для родителей:
• Выставка кормушек.
• Консультация для родителей «Кормушки для птиц своими руками»