Эльвина
Проект «Зимующие птицы» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
в группе старшего возраста
«Зимующие птицы»
Проект «Зимующие птицы нашего края»
“Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания”
И. В. Гете
Введение: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир Актуальность проекта: Зима вступает в свои права. Льдом покрываются лужи, снегом занесло землю, инеем серебрятся ветки деревьев. Наступило трудное время для птиц. Птицы - защитники наших садов, полей, огородов и лесов. Мы должны очень бережно относиться к пернатым, любить их. Птицам крайне необходима наша забота и поддержка, которую мы проявляем вешая кормушки. Зимняя подкормка спасает от гибели птичек.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный
Срок реализации: краткосрочный с 20.12.2024 г. по 15.01.2025 г.
Участники проекта: воспитанники группы, педагоги и родители группы.
Постановка проблемы
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи проекта:
для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
II этап – основной (практический).
Познавательное развитие:
1. НОД «Зимующие птицы»
2. Беседа «Зимующие и перелетные птицы»
3. Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»
4. Беседа «Для чего кормушке крыша?»
5. Дидактические игры:
«Угадай по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Счет птиц» Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.
«Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).
«Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика.
2. Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом.
3. Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование - «Снегирь на ветке»
Лепка – «Воробей из шишки»
Исследовательская деятельность
- обследование и рассматривание перьев;
- называть части тела;
- окраску;
- чем питаются;
- ОБЖ:
Беседа «Чем кормить птиц?»
«Как помочь птицам;»
Чтение художественной литературы :
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонов «Зимние гости», М. Горький «Воробьишко».
Речевое развитие
1. Рассматривание плаката «Зимующие птицы».
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».
3. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
4. Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Деятельность на прогулке
Экскурсия по площадкам детского сада.
Наблюдения за птицами.
Труд - уборка сломанных веток на участке.
Совместная работа с родителями
Закреплять название зимующих птиц.
III этап – заключительный.
Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Фотоотчёт родителей «Кормушка у нас дома»
Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
3. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в группу для рассматривания с друзьями.
4. Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т. д.
Ожидаемый результат.
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно-развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность:
Дидактические игры. «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Сюжетно-ролевые игры. «Птичий двор».
Театрализация.
Подвижные игры. «Снегири», «Воробушки и собака», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и машина», «птички».
Упражнения на дыханиеУпражнение на развитие мелкой моторики рук.
II. Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов ; учить отвечать на вопросы, способствовать воспитанию заботливого к пернатым друзьям.
III. Беседы. «Как живут наши друзья зимой»,
«Кто заботится о пернатых друзьях»,
«Пользу или вред прин. пернатые друзья?»,
«Меню»,
«Как дети с родителями заботятся о пернатых друзьях?».
IV. Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать пернатых друзей зимой».
V. Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
VI. Труд. изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
VII. Коммуникация. Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка»,
просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки
VIII.Творческое рассказывание. «Как я спас птичку».
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах;
обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
IX.ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
X. Художественное творчество:
Рисование. «Птичка у кормушки» Цель: учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за линию.
Лепка из пластилина. «Зимующие птицы» Цель: учить лепить птиц из целого куска.
Аппликация коллективная. «Снегири на ветке» Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания