Светлана Ловыгина
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Бирофельд»
Проект
Подготовила
воспитатель
Ловыгина С. В.
2021г
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшин
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: 6 декабря– 6 марта
Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.
Участники: воспитатель, музыкальный работник, дети и родители старшей группы.
Актуальность:
Зима - волшебное и сказочное время года, весь природный мир замер в крепком сне. Спит холодный лес, укрывшись белой шубкой, не слышно животных, прячутся по своим норкам, пережидают долгую зиму, лишь некоторые выходят поохотиться. Только ветер и метель, вечные спутники зимы. А для птиц зима, самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Особенно не легко приходиться маленьким птичкам, их затраты энергии на поиск пищи могут расходовать до 10 процентов массы тела в морозный день, а мелкий корм, которым они питаются, в первую очередь скрывается под снегом и льдом.
Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Возможность подкармливать зимой птиц – это отличный способ помочь ребенку полюбить природу и собственными руками спасти от голода птиц, которым зимой очень не просто найти себе пропитание.
Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, воспитание у детей интереса к пернатым друзьям.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта;
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
4. Побуждать детей до окончания зимы ухаживать за кормушкой и подсыпать в нее корм.
5. Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Организационные формы работы дошкольников над проектом :
Формы работы
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Самостоятельная деятельность.
7. Проведение ситуативных бесед.
8. Продуктивная деятельность.
9. Музыкально – ритмические движения.
10. Заучивание стихов, песен.
11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей».
12. Организация совместно с родителями выставки поделок из
бросового материала «Птицы наши друзья».
Методы и приё мы:
1. Наблюдения
2. Беседа
3. Анкетирование
2. Сбор информации
3. Работа с литературой
5. Обработка собранной информации
6. Творческая работа.
Содержание работы:
Познавательно – исследовательская деятельность
* Игровые упражнения и дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;
«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;
«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и
назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»
* Наблюдение за птицами на прогулке : внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Музыкально – художественная деятельность
* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина, «Птицам холодно зимой», «Покормите птиц», «Птички»,
* Пение песен «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой, «Песенка синички» музыка и слова М. Галушко, «Воробей» музыка В. Гречик, слова А. Чельцова,
* Слушание записи с голосами птиц.
Игровая деятельность
*Игра – драматизация «Птичий двор»
*П/ и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р. н. игра, «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».
Трудовая деятельность
* Изготовление кормушек из бросового материала».
*Труд в природе – кормление птиц.
Продуктивная деятельность
* Раскрашивание силуэтов птиц.
* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.
* Лепка птичек.
* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.
* Аппликация «Синички – невелички».
* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»
Работа с родителями
* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».
* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».
* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»
Подготовительный этап:
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- Анкетирование родителей;
- Привлечение родителей к участию в проекте (корм, изготовление и размещение кормушек дома);
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Содержание работы:
Познавательное развитие:
- Беседа «Что ты знаешь о птицах?»;
- Беседа «Где и как повесить кормушку?».
- Беседа «Откуда, произошло слово воробей?»
- Занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Меню для птиц»;
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Развитие речи:
Рассматривание иллюстраций птиц родного края. Беседа по иллюстрациям.
- синичка;
- воробей;
- сорока;
- снегирь;
- свиристель;
- голубь;
- дятел.
- поползень
Составление описательного рассказа по каждому виду птиц.
- Сравнительное наблюдение воробья и сороки;
- Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
- Чтение худ. литературы:
В. Звягина «Воробей»,
С. А. Есенин «Поёт зима, аукает»,
Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
Ю. Никонов; «Зимние гости»
К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы».
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
В. Бианки «Синичкин календарь».
Н. Сладков «Зимние долги».
В. Звягина «На дворе морозище».
-И. Беляков «На дворе белым – бело».
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
О. Григорьева «Синица»
Л. Воронкова «Птичьи кормушки
- заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;
- Отгадывание загадок про зимующих птиц;
- Ознакомление с пословицами и поговорками о зимних птицах :
• Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
• Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
• Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
Рисование: «Снегири на ветке рябины», «Моя любимая птичка», «Сова».
Лепка: «Снегири прилетели».
Аппликация: «Синички - невелички».
Изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).
Опытно-исследовательская деятельность:
- наблюдение за поведением птиц во время кормления;
- сходства и различия питания птиц зимой и летом;
- ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
Подвижные игры:
«Перелёт птиц»,
«Птички в гнёздышках»,
«Совушка – сова»,
«Птички летают»,
«Птички и птенчики»,
«Ловлю птиц» (р. н. игра,
«Найди пару»,
«Птичьи стайки»,
«Слушай внимательно»,
«Синицы»,
«Вороны и собачка»,
«Вороны и воробьи»,
«Филин и пташки».
Пальчиковые игры:
«У кормушки»
«Сова»
Музыка и театрализованная деятельность:
- экологическая сценка «Доживем до весны»;
- прослушивание грамзаписи с голосами птиц.
-слушание песен «Птицам холодно зимой», «Покормите птиц», «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина.
-разучивание песен: «Песенка синички» музыка и слова М. Галушко, «Воробей» музыка В. Гречик, слова А. Чельцова, «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
Трудовая деятельность:
- совместное изготовление с родителями кормушек;
- сбор корма для птиц;
-очищение кормушек от снега
Пополнение развивающей среды по теме проекта.
- оформление уголка книги (подбор книг о птицах);
- оформление альбома: «Зимующие птицы»;
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
- оформление плаката «Зимующие птицы»;
- оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».
- оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».
Работа с родителями:
- изготовление кормушек для птиц;
- совместной поделки на тему «Мы любим птиц»
Заключительный этап.
Викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;
Выставка совместного творчества родителей и детей;
Оформление презентации проекта.
Ожидаемые результаты
Дети
* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги
* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
* Распространяют и обобщают опыт.
Трансляция проекта :
После завершения проекта планирую выступление:
- на методическом объединении.
Перспективы проекта : В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».