наталья никульникова
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
(Старшая группа №3)
Введение:
В природе нашего края все четыре времени года ярко выражены. Причём холодный период длится более полугода и украшением морозных, заснеженных пейзажей являются зимующие птицы. Они привлекают внимание людей своим: ярким и чёрно-белым оперением, разнообразным пением, живостью поведения.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
Голод и холод гонят: лесных и сторонящихся людей птиц, прилетать в посёлки и города, где можно найти корм. И только зимой дети могут увидеть: сову, ворона, дятла, хищных птиц, в городском парке и сквере. Встреча со стайками свиристелей, снегирей вызывает у детей восхищение и эстетическое удовольствие, желание любоваться ярким оперением, слушать нежные звуки их пения.
Знания о зимующих птицах, с помощью взрослых, дети почерпнут из: природоведческой литературы, игр, занятий, наблюдений, экскурсий.
В морозные дни пернатые друзья жмутся к человеческому жилью, посещают кормушки, устроенные человеком, т. е. находятся в непосредственной близости от людей. Это даёт возможность «близкого знакомства» с зимующими птицами, наблюдения за ними.
Дети узнают, что птицам в зимнее время труднее добывать корм т. к. нет насекомых и растительной пищи. Иногда естественный корм становится практически недоступным и многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Поэтому друзьям пернатых следует запасать корм на зиму: ягоды, семена сорных растений, зерно; устраивать кормушки, следить за ними и регулярно пополнять кормом.
Многие перелётные птицы покинули наши края, в поисках тепла и доступной пищи, а зимующие птицы остались с нами, чтоб разделить зимние невзгоды и радовать нас своим пением и весёлыми проделками.
Чтобы дети с ранних лет: берегли окружающую природу, заботились о «братьях наших меньших», необходимо давать детям знания о зимующих птицах, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, ухаживать за ними, подкармливать, заботится, удивляться и восхищаться ими.
Вид проекта: Информационно-творческий.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: Краткосрочный, с 3.12.2018г. по 28.12.2018г.
Возраст: 5 - 6 лет.
Проблема: Можно ли помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?
Актуальность темы:
Тема ознакомления дошкольников с зимующими птицами, очень актуальна в настоящее время. Дети, живущие в городе, очень далеки от природы. Живут рядом и не замечают: как вышагивает ворона, чирикают воробьи, клюют семена сорных растений голуби. Не только дети, но и многие взрослые не могут отличить щегла от чижа.
Потребительское отношение людей к природе, привело к плачевным результатам в экологической ситуации: истребление многих видов птиц, гибель их в сильные морозы от бескормицы, отравление химическими отходами и т. д.
Задача родителей и воспитателей с ранних лет привить детям заботливое отношение к птицам, показать их роль в экосистеме. Решить эту задачу возможно, если: вместе с детьми мастерить кормушки, запасать на зиму птичий корм, подкармливать птиц зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
2. Показать многообразие видов зимующих птиц, их строение, величину, окрас оперения, повадки.
3. Пополнить развивающую среду по теме проекта;
4. Показать, как зимующие птицы добывают пищу в холодное время года.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
6. 6. Вовлечь детей и родителей в природоохранную деятельность: изготовление кормушек, сбор корма, зимняя подкормка птиц.
7. Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического
воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Реализация образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Продукт проекта: Выставка «Кормушка для пичужки»
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Кормушка для пичужки»
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
• обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
• продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
• анализ деятельности детей в соответствии с задачами;
• акция «Покормим птиц зимой!»;
• выставка «Кормушка для пичужки»
План реализации проекта:
Познавательное развитие
ОД:- «Зимующие птицы»
Беседы:
- «Что для птиц страшней зимой: голод или холод?»
- «Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае»
- «Почему птицы остаются с нами зимовать?».
Наблюдение:
- за поведением птиц во время кормления.
Проблемная ситуация:
«Что будет, если не станет птиц»,
«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;
Дидактические игры:
- «Кто что ест»,
- «Найди и покорми зимующих птиц»,
- «Птичье меню».
Настольные игры:
- Домино «Птицы»,
- Пазлы «Птицы».
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птиц надо подкармливать.
Речевое развитие
Чтение худ. литературы:
- М. Горького «Воробьишка»,
- В. Звягиной «Воробей»,
- С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,
- Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
- Ю. Никонова «Зимние гости».
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц.
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Дидактические игры:
«Скажи наоборот»,
«Назови ласково»,
«Кто как голос подает?»,
«Один-много»,
«Большой – маленький»,
«Сосчитай птиц»,
«Угадай по описанию»,
«Чье это?».
Заачи: Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание репродукций, иллюстраций о птицах.
Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели».
Рисование: «Снегири на ветке рябины».
Лепка: «Птички зернышко клюют».
Аппликация: «Синички - невелички».
Создание книжки – малышки «Зимующие птицы». Задачи: Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски). Развивать композиционные умения. Развивать творческие способности детей.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Птицелов»,
«Куропатки и охотники»,
«Воробушки и автомобили».
Задачи: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Работа с родителями:
изготовление совместной поделки: «Кормушка для пичужки»
выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!»
памятка «Из чего можно сделать кормушку».
Вывод:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Список используемой литературы:
1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М. ,2003 г.
2. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М. ,1999 г.
3. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В. Н. ;
4. Программа по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
6. Электронные ресурсы.