Наталья Данилова
Экологический проект «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы»
Подготовила: Данилова Н. С.
Актуальность
К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, гуляют с ними, разговаривают о природе, животных, птицах. Очень много времени дети проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами, это снижает потребность в речевом общении дошкольников и приводит к неумению связно выражать свои мысли, скудности активного словаря. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц. У многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о пернатых друзьях. Данная тема благодатна для: воспитания гуманно-ценностного отношения к природе, развития всех компонентов речи. Создание речевых ситуаций, будет побуждать детей употреблять определённое слово или словосочетание, или предложение по теме. дети продемонстрируют знания и расскажут: что знают о птицах? Какие они? Как узнать птицу? Как разделить птиц на перелетных и зимующих? Какое значение имеют птицы в жизни человека? И как итог они представят свои книжки.
Публикация «Экологический проект „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : информационно-творческий, практический, с заданным результатом и элементами продуктивной деятельности.
Участники проекта : дети старшей логопедической группы, воспитатели.
Срок реализации: среднесрочный.
Проблема: недостаточное представление детей о жизни птиц в зимний период.
Этапы проекта :
1 этап подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Обсуждение цели, задач с детьми;
Перспективное планирование проекта;
Изучение литературы, подбор материала, разработка конспектов.
2 этап основной
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.
Перспективное планирование
Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Декабрь
Беседа: «Зимующие птицы».
Чтение рассказов: К. Ушинского «Голубь», В. Бианки «Молодая ворона», Л. Толстой «Птичка».
Рассматривание картины «Птицы в кормушке». Беседа по картине.
Для пересказа : «Появление синички» Г. Скребицкий, «Ворон и сорока» Ушинский.
Рисование: «Синица».
Лепка: «Птицы в кормушке».
Дидактические игры: «Собери птицу», «Кто чем питается?»
Физминутка: «Птички стали собираться».
Речевая игра: «Определить первый и последний звук в названиях птиц».
Январь
Беседа: «Как живут наши пернатые зимой».
Чтение рассказов: «Воробьишко» М. Горький, «Сорока» Л. Толстой, «Братишка» В. Вересаева, «Сова» В. Бианки.
Рассматривание иллюстраций по теме зимующие птицы.
Для пересказа : «Сова» Чарушин.
Конструирование: «Кормушка для птиц».
Эксперементирование : «Что дальше улетит?»
Составление описательного рассказа по плану о воробье и синичке.
Игры: «Расскажи без слов», «Что это за птица».
Подвижная игра: «Птички в клетке».
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Пальчиковая гимнастика: «Птички прилетели».
Упражнение: «Собери птицу из геометрических фигур».
Загадывание загадок.
Февраль
Беседа: «Что для птиц страшнее - холод или голод?».
Чтение рассказов: «Лесные домишки» В. Бианки, «Новый голосок» Н. Сладков, «Вежливая галка».
Для пересказа : «Птичья кладовая» В. Сухомлинский.
Наблюдение за птицами на улице.
Рисование: «Снегирь на ветке».
Аппликация: «Синичка».
Кружковая работа: «Снегирь».
Математические игры: «Посчитай и обведи цифру» (счет зимующих птиц).
Обобщающая викторина: «Зимующие птицы».
Март
Беседа: «Перелетные птицы».
Чтение рассказов: «Ребята и утята» М. Пришвин, «Хроменькая уточка» укр. Сказка, «Лебеди и гуси» Л. Воронкова, «Клест» В. Зотов.
Для пересказа : «Дятел», «Журавль» Чарушин.
Для заучивания наизусть: «Кукушка» М. Клоков.
Рассматривание иллюстраций по теме перелетные птицы, рассматривание картины «Грачи прилетели» Саврасов.
Рисование: «Грачи прилетели».
Конструирование: «Скворец».
Пальчиковая гимнастика: «Птичек стайка».
Подвижная игра: «Ласточка», «Грачи прилетели».
Загадывание загадок.
Апрель
Беседа: «Птицы весной».
Чтение рассказов: «Хитрый лис и умная уточка» В. Бианки, «Ворона и лисица» И. Крылов, «Журка» М. Пришвин.
Для пересказа : «Гусь и журавль», «Ласточка» Ушинский.
Разучивание стихотворения «Сельская песня» А. Плещеев.
Составление рассказов по схеме.
Картины для рассматривания: «Птицы весной».
Рисование: «Иволга».
3 этап заключительный
Подведение итогов работы над проектом;
Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?».
Представление изготовленных самостоятельно книжек-малышек.
Предварительная работа:
Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения;
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
игровой: (сюрпризный момент, игры)
творческие (рисование, аппликации итд)
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству.
3. Целевые прогулки детьми.
4. Игры - занятия в уголке природы.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
Итоги проекта :
1. Знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать.
2. На протяжении реализации проекта «Зимующие и перелетные птицы» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют описывать и рассказывать о внешнем виде птиц, их повадках, места обитания. Пользуются грамматически правильной речью.
3. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, культура межличностного общения. Дошкольники стремились поделиться полученной информации.