надежда обметица
Проект «Животные и птицы осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа - старшая группа.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации: одна неделя.
Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшей группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов, им было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями.
Публикация «Проект „Животные и птицы осенью“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Проблема: Проведя беседу с детьми, выяснилось, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов.
Мотивация: Желание детей, познакомиться с образом жизни животных и птиц наших лесов, желание родителей поучаствовать в проектной деятельности группы.
Цель проекта : Расширение и углубление представлений о животных и птицах, особенностях их питания, внешнего вида осенью.
Задачи проекта :
Устанавливать связей между изменениями погодных условий и внешним видом птиц, животных их поведением, условиями обитания .
Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей).
Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
- Выявление уровня представлений детей о диких животных и птицах Оренбургской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
- Составление конспектов образовательной деятельности, подбор материалов для работы с родителями.
2. Основной этап
Взаимодействие с детьми
Дидактические игры: «Чье это?» "Подумай и измени"«Размытое письмо»
Экологические игры: «Кто где живёт?», Когда это бывает? «Узнай дерево по листочку». «Прилетели птицы».
Настольные игры: Лото, Кубики, мозайка.
Выразительное чтение и разучивание стихов о животных, птицах.
Чтение художественной литературы: Николай Сладков. Званый гость. Сказка о том, как Белочка с Ежиком дружила (М. Бушкова). Заучивание стих-ния Сова. «Мужик и медведь». «Как ёж готовился к зиме». (см. приложение№2»)
Беседы по теме недели: «Кто где живёт». «ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ» .ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА. «Перелетные птицы. (см. приложение№1)
Составление рассказов по картинам: «Животные и птицы осенью».
Рассказывание сказки «Маша и медведь».
Продуктивная деятельность:
рисование Загадки с грядки.
Раскрашивание животных, птиц.
Театрализованная игра -пантомима:«Был у зайца огород» (В. Степанов.)
Сюжетно ролевая игра: «Зоопарк».
Презентация по теме недели. «Животные и птицы осенью».
Взаимодействие с родителями.
3. Заключительный этап
Итоговое мероприятие: Беседа «Птицы и животные осенью». (см. приложение3)
Итог проекта :
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о диких животных и птицах лесов Оренбургской области, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу; освоили некоторые нетрадиционные техники в художественном творчестве; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Приложение№1 Беседы.
«Кто где живёт».
Цель. Формировать у детей обобщенное представление о животных и птицах как живых существах.
Как настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте поможем лесовичку заселить животных и птиц лесным домикам.
- Кого из животных живет в дупле? Кто живет под землей? Кто живет на дереве?
- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой?
Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
Знайте, это. (лось).
- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
- Какой самый хитрый? (Лиса).
- Кто самый быстроногий? (Заяц).
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был. Кто?
- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
- Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).
-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
- В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?
- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.
«ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»
1. Воспитатель ч и т а е т детям стихотворение «Осень».
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго они кружат над лесами,
Над речными крутыми обрывами.
Возвращайтесь, птицы, весною,
Когда зеленью лес оденется,
Зашумят молодой листвою
Каждый куст и каждое деревце.
2. Б е с е д а.
– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?
– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).
– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей.)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы.)
4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)
5. З а к о н ч и предложения.
* Воробей маленький, а журавль…
* Утка серая, а лебедь…
* Утка живет на болоте, а кукушка…
* У скворца дом – скворечник, а у соловья…
6. С о с т а в л е н и е рассказа-описания с опорой на план (по картинке).
– Как называется птица?
– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).
– Чем питается?
– Где проводит зиму?
– Какие трудности испытывают?
– В какой помощи нуждаются?
ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
Вопросы для разговора с детьми:
Тебе нравятся русские народные сказки?
Какая твоя самая любимая сказка? Почему?
А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.
Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?
Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль ты берешь на себя и почему?
Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.
Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее содержанию.
Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.
В результате анализа разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.
Лес и его обитатели.
Ход Беседы
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я «Осень-художница» :
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
2. Б е с е д а.
– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
– Кто укладывается спать на всю зиму?
– Кто меняет на зиму шубку?
– Кто делает запасы на зиму?
– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.
3. Р а с с к а з воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
4. О б с у ж д е н и е р а с с к а з а.
– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?
5. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)
6. С о с т а в ь р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.
«Ежик».
Ход беседы:
Воспитатель: сегодня мы поговорим с вами о том, как некоторые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:
Вот художник так художник-
Все леса позолотил,
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
Дети: осень.
Воспитатель: правильно. Осень, а хотите побывать в осеннем лесу?
Дети: хотим.
Воспитатель: закройте глаза и представьте. Что мы очутились в осеннем лесу.
Звучит диск «Звуки леса».
Воспитатель: посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие слова мы подберем к слову осень?
Дети: осень золотая, тихая, спокойная, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая, багряная и др.
Воспитатель: ой ребята, посмотрите: за елочкой спрятался ежик (находит игрушку ежика и показывает детям, он плачет. Что же с ним случилось?
Дальше воспитатель говорит и за ежика.
Ежик: скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, яблоки, корешки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь за свою подругу белочку, которую давно не видел. Помогите найти мне белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.
Воспитатель: ребята, поможем Ежику найти белочку?
Дети: поможем.
Воспитатель: давайте возьмем Ежика и пойдем искать белочку, а чтобы было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».
Приложение№2
Чтение художественных произведений Сказка о том, как Белочка с Ежиком дружила
(М. Бушкова)
Жила-была в лесу Белочка, и был у нее друг Ежик. Как-то раз забралась Белочка в свое дупло и не обнаружила своих запасов, не нашла ни одного даже самого маленького орешка!
(Что случилось у Белочки)
Горько заплакала Белочка, и на плач сразу же прибежал Ежик.
—Послушай, почему ты плачешь? Что случилось? — забеспоко и лея Ежик.
(Почему забеспокоился Ежик)
—Ах, беда случилась! — ответила, всхлипывая, Белочка и заплакалапуще прежнего.
—Не плачь, Белочка! Что бы ни случилось, я помогу! — сказал Ежик, ведь именно так говорят и поступают настоящие друзья.
(Как поступают настоящие друзья)
—Правда? — спросила Белочка.
Она перестала плакать, сорвала с дерева листочек и промокнула им свою заплаканную мордочку.
—Ну конечно! — ответил Ежик, улыбаясь. — На то мы и друзья!
Белочка рассказала Ежику про пропавшие орехи, и они вместе пошли искать новые, чтобы Белочке было что кушать зимой.
На следующий день, во время прогулки, Белочка сама не заметила, как забрела в ту часть леса, где никогда раньше не была. Там она увидела большой-пребольшой куст орешника, усыпанный от макушки до самых нижних веток лесными орехами.
(Что увидела Белочка, гуляя по лесу)
— Вот это да! — воскликнула Белочка, и ее черные глазки-бусинки округлились от удивления и радости. — Как много орехов!
Белочка поскакала скорее домой за двумя своими корзинками, а потом вернулась с ними к орешнику и принялась собирать в них орехи. Много раз возвращалась Белочка с корзинками к орешнику, пока не перетаскала все орехи к себе в дупло.
Сова, которая сидела на верхней ветке самого высокого дерева в лесу и наблюдала за происходящим, совсем неожиданно для Белочки сказала:
—Поздравляю с находкой! Но будь осторожна: не потеряй из-за нее друзей!
(Как вы думаете, почему так сказала Сова)
— Почему это я должна терять друзей? — удивилась Белочка.
«Как ёж готовился к зиме»
Автор сказки: Ирис Ревю
Вчера в Изумрудный лес Сорока на хвосте принесла новость: «Лето заканчивается!». Ёж Колючик и сам замечал изменения. Дни становились всё короче, а ночи – длиннее, да и к тому же холоднее. Перелётные птицы сбивались в стаи. Они, улетая, прощались с жителями Изумрудного леса до будущей весны.
— Пора мне готовится к зиме, — подумал ёж. И хотя весёлая Белка настойчиво звала Колючика на лесную прогулку, он вежливо отказался, понимая, что пора устраивать жилище на зиму.
Место под старой, поваленной елью лучше всего подходило для устройства зимнего жилища. Туда Колючик и натаскал старые травинки, сучки, хвою, а сверху уложил мягкие листья.
Рядом с зимней квартирой ёж организовал несколько кладовых. В них он планировал хранить все то, что должно быть у хорошего хозяина — запасы еды: сухие грибы, ягоды, сладкие корешки.
Зима предстояла долгая и суровая, такая, какая обычно бывает в Изумрудном лесу и надо быть к ней готовым.
А вечером ёж Колючик всё-таки наведался к своей подруге Белке. Вдвоём они отправились прогуляться по мягким лесным тропинкам. Короткое, золотое лето догорало.
Вопросы к сказке «Как ёж готовился к зиме»
Откуда ёж узнал, что лето заканчивается и пора готовиться к зиме?
Из каких материалов ёж Колючик соорудил себе жилище на зиму?
Что планировал ёж хранить в кладовых?
По каким признакам ты узнаешь, что лето подходит к концу?
Как ты думаешь, почему ёж не забывает готовиться к зиме?