Татьяна Прокопенко
Систематизация дидактического материала по теме «Перелетные птицы осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Перелетные птицы»
Сроки: 1-я неделя ноября.
Итоговое событие: Выставка рисунков. Проект «Перелетные птицы нашего края»
Задачи: Дать детям представление о разнообразии птиц, о зависимости их образа жизни от питания и способов добывания пищи. Расширять и активизировать словарь по теме (перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, отлет). Развивать познавательную активность. Воспитывать интерес и любовь к живой природе, заботливое отношение к птицам.
Публикация «Систематизация дидактического материала по теме „Перелетные птицы осенью“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Перелетные птицы
- Темочки
Познавательно- исследовательская деятельность:
НОД1.: «Осень золото роняет, холод пташек угоняет»
НОД2.: «Куда улетают птицы?»
Краеведение:
«Перелетные птицы Сибири.»
Конструирование:
«Лебеди» (оригами)
Коммуникативная деятельность:
П/Игра «Птицелов», «Кукушонок», «Стайка»,
«Гуси – лебеди».
Н/П игра «Лото. Птицы»
Изобразительная деятельность:
Рисование: 1. «Летят перелетные птицы».
2. По сказке «Лягушка - путешественница».
Лепка (из глины)
«Птичка» (по мотивам народной игрушки)
Художественная литература:В. Гаршин «Лягушка – путешественница», А. Фет. «Ласточки пропали…», укр. нар. сказка «Хроменькая уточка», Р. н. с. «Гуси-лебеди», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка», А. Майков «Ласточка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Л. Н. Толстой «Лебеди», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», А. Н. Толстой «Желтухин»,К. Д. Ушинский «Ласточка», Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец». В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот», М. Пришвин «Ребята и утята», Л. Н. Толстой «Птичка», И. Соколов-Микитов «Улетают журавли», П. Воронько «Журавли», И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли», «Ласточки прощаются с родной стороной», Р. Романовский «У степной речки», И. Токмакова «Птичка летает»
Двигательная деятельность:
Пальчиковая игра «Летят лениво журавли…»;
развитие общей моторики «Опустел скворечник, улетели птицы…»
Развитие речи:
Д. /И. «Один – много», «Чья стайка?», «Кто как летит?», «Сосчитай – ка», «Скажи ласково»,«Бюро находок», «Узнай птицу по описанию»,
«Кто какой» (скажи одним словом).
Создание условий для самостоятельной деятельности: Внести для рассматривания сюжетную картину «Отлет птиц», иллюстрации перелетных птиц. Оформить книжную выставку по теме.
Работа с родителями: Создание совместно с детьми проекта «Перелетные птицы нашего края».
Приложение
Координация речи с движением. Упражнение на развитие общей моторики.
Опустел скворечник, улетели птицы, (машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях тоже не сидится (приседают)
Целый день сегодня все летят, летят… (встают, идут по кругу и машут «крыльями)
Видно, тоже в Африку улететь хотят (бегут по кругу).
Пальчиковая гимнастика
Летят лениво журавли
Летят они, прощаются: (взмахи перекрещенными кистями рук)
С елками зелеными, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
С березами и кленами,
С долинами,с озерами,
С родимыми просторами.
Дидактическая игра “Бюро находок”.Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме: “Перелетные птицы». Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета. Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры: Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо журавля - Чье перо попало в бюро? – (журавлиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное) и т. д.
Вариант 2.Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много, когда их нет (улетели)
Соловей- летят соловьи, нет соловьев,
ласточка– летят ласточки, нет ласточек,
журавль- летят журавли нет журавлей
грач – летят грачи, нет грачей и т. д.
Игра в кругу с мячом: «Кто какой» или «Скажи одним словом».
Дети стоят в кругу, ведущий произвольно бросает мяч детям, они возвращают его с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? …-длинноногий,
У аиста длинный клюв, он какой?---длинноклювый,
Ласточка любит тепло, она какая? …. теплолюбивая,
У соловья звонкий голос, он какой? …звонкоголосый и т. д.
Подвижная игра «Птицелов»Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Подвижная игра «Кукушонок»
Играющие изображают птиц и имеют по «гнезду» (отдельно очерченное место). Но один из играющих-«кукушонок» гнезда не имеет. По сигналу взрослого: «Кыш, полетели!»-птицы вылетают из гнезда и летают вокруг. Кукушонок-вместе с ними. По сигналу «Домой!»-все, включая кукушонка, бегут и занимают любое гнездо. Оставшийся без гнезда становится «кукушонком».
Подвижная игра «Стайка»Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, активизировать словарь по теме «Птицы».
Ход игры
Дети выбирают водящего. Воспитатель вместе с детьми произносит считалку И. Токмаковой:
Пой –ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Дети после этих слов разбегаются, а водящий (злой орлан, пытается кого – нибудь поймать. Пойманная птичка становится орланом.
Можно определить места для перелетных и зимующих птиц. Разлетаясь, дети каждый летит в свою сторону.