Наталья Гребенникова
Проект «Землю солнце красит, а человека — труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
Познавательно - творческий, игровой.
Продолжительность :
среднесрочный
Участники проекта :
Дети 3 лет, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Цель проекта :
Познакомить детей с жанрами устного русского народного творчества.
Задачи проекта :
-Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.
-Развивать интерес к народному фольклору, вызывать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения.
Публикация «Проект „Землю солнце красит, а человека — труд“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Расширить и активизировать словарь детей.
- Воспитывать у детей любовь к книге.
Актуальность проекта :
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Первая наша хрестоматия, как и последующие, начинается с произведений народного творчества. Песенки, потешки, сказочки, забавляя детей, незаметно, но эффективно решают многие педагогические задачи. В частности, расширяют и уточняют представления об окружающем мире, дают первые уроки нравственности (не ешь прянички одна; не ленись, иначе от сороки - белобоки каши не жди; спеши помочь гусенку, унесенному волком и т. д.)
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. В песенках и потешках много трудных созвучий и звукоподражательных слов, и, вслушиваясь в мелодику родного языка, малыш учится произносить их. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова - в фольклоре». Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. В раннем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с произведений устного народного творчества, это: колыбельные, потешки, прибаутки, сказки, небылицы, считалочки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
Методы и приёмы, используемые в проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий. Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1этап: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
1. Создать предметно-развивающую среду в группе: подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала по теме «Народный фольклор для детей раннего возраста».Спланировать основные мероприятия с детьми и родителями.
2. этап: ОСНОВНОЙ: .
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п Наименование мероприятий Дата проведения Отметка о выполнении
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
1. Чтение потешки «Петушок, петушок.»
2. Подвижная игра «Сопожки»
3. Чтение потешки «Водичка, водичка.»
4. «Чтение русской народной песенки «Села птичка на окошко»
5. Кукольный спектакль «Теремок»
6. В гостях у хозяюшки
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ, СПЕЦИАЛИСТАМИ
1. Подвижная игра «Сопожки»
2. Кукольный спектакль «Теремок»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Создание «Волшебной книги потешек».
2. Консультация «Применение фольклора в семейном воспитании»
3. Оформление папки-передвижки «Потешки для ребенка».
3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Создана «Волшебная книга потешек». Проведен кукольный театр «Теремок».
Результаты проекта :
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т. е. всесторонне развивает ребенка. Слушая колыбельные песенки, потешки, сказки, считалки, прибаутки, рассматривая картинки; играя в пальчиковые игры, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия). Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся фольклорных произведений в игры и в повседневную деятельность. Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, для усваивания всех навыков самообслуживания и гигиены.