Ширван Казимова
Проект «Земля — наш общий дом»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Всё хорошее в людях — из детства
Как истоки добра пробудить
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Экологическая обстановка в современном мире с каждым годом ухудшается. Воздействие человека на природу достигают той черты, при которой природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное действующее лицо в природе – человек.
От личной ответственности каждого за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик» Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего путешествия в будущее. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, школьного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем.
Проблема
Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления воспитанников были как можно ярче, ведь эмоции запоминаются несовершеннолетним лучше, чем слова. Более всего насыщены эмоциями активные формы работы с детьми, такие как интеллектуальные игры, викторины, совместная деятельность с воспитателями центра, прогулки, марафоны общения, составление интеллектуальных карт – все это помогает лучше усвоить навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Этапы реализации проекта продуманы так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили, поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.
Цель:
• Создание условий для развития экологической культуры и укрепления экологической философии воспитанников на основе эмоциональных переживаний и практических действий.
Задачи:
• формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
• расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
• углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;
• формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
• привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
• доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности
.
Участники проекта : дети, педагоги.
Сроки реализации: март-апрель2021г.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продукт проектной деятельности :
- интеллектуальные карты ;
- карты марафона общения;
-стенгазета «Прикоснись к природе сердцем»;
-буклеты; «Это надо знать»
- выставка детских работ «Моя любимая Земля»;
-Сценарии мероприятий и конспекты занятий
Техническое оснащение:
Ноутбук, проектор. Фотоаппарат
Ожидаемый результат:
. Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса к окружающему миру и формирование первоначальных умений навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, а так же у детей сформируется:
- представления о планете Земля, её природных ресурсах, материках.
-повысится интерес к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
-они научатся сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- появится стремление грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
- они смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.
Этапы реализации проекта :.
Подготовительный этап
1. Изучение уровня представлений школьников о планете Земля,ее природных ресурсах, материках, и о пагубном влиянии человеческой деятельности на экологию планеты.
2. Изучение нормативно-правовой базы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
3. Разработка плана мероприятий.
4. Сбор информационного и иллюстративного материала по экологической обстановке в мире.
5. Разработка конспектов занятий, мероприятий, проектов.
II этап - Основной этап
Март: Открытие педагогического проекта «Земля- наш общий дом» Формирование у молодежи представления о планете Земля, ее природных ресурсах и богатствах. Формирование представления об экологической обстановке на планете.
Акция «В капле воды, отражается жизнь» Формирование у детей представления о состоянии водных объектов, и проблемах связанных с их качеством.
Экскурсия в «Информационный центр Волгодонской АЭС» Расширение знаний у детей в области ядерной физики. Формирование понятия об атомной энергетике, как экологически и безопасного и экономически эффективного способа получения электроэнергии, о роли атомной отросли в развитии страны.
А п р е л ь:
Беседы-инструктажи : «Культура поведения на прогулке, в лесу, на водоемах. Развитие у детей гуманного, бережного отношения к окружающей среде. Воспитать навыки культурного поведения у подрастающего поколения.
Акция «Дети против пластика» Привлечь внимание общественности к глобальной экологической катастрофе, вызванной чрезмерным производством и потреблением населением продуктов из пластика.
Интеллектуальные карты Стимулирование познавательной активности детей в решении сложных экологических ситуаций. Развитие логического мышления, способности запоминать информацию, подбирать ассоциации, решать сложные экологические задачи.
Марафон общения тема: «Спасение Земли- дело самих Землян» Развивать чувство любви, сочувствия к экологическим проблемам Земли. Развизвитие лексического словарного запаса, развитие речи, способности рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Способствовать развитию социально-коммуникативных навыков.
Стенгазета «Прикоснись к природе сердцем» Создание условий для творческой деятельности детей, развитие маторики, развитие способностей отображать красками эмоции и любовь к окружающей природе.
Марафон общения по просмотру художественного фильма о катастрофе на Чернобыльской АЭС «Мотыльки» Формирование у подрастающего поколения представления о глобальных масштабах катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Формирование навыков сочувствия, сопереживания. Предоставления возможности глазами героев увидеть последствия и ужас катастрофы.
Фильм «Поразительная природа планеты Земля» Воспитать Чувство любви и гордости за свою планету, за свой край, воспитать патриотизм. Ознакомление с удивительными уголками нашей планеты,
игра «Экологический светофор»; Формирование у детей в игровой форме знания экологических правил и закономерностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие экологической ситуации.
- выставка детских работ «Моя любимая Земля»;
Создать условия для развития творческой деятельности, воображения, способности передавать эмоции и красоту природы красками, развитие маторики.
-буклет; «Это надо знать»
Распространение информации о причинно-следственных связях, вызывающих экологический диссонанс в природе среди воспитанников и сотрудников в рамках проекта.
КВН «Друзья природы» Игра КВН проводится с целью воспитания чувства коллективизма среди воспитанников, активной и творческой личности посредством участия в популярном жанре любительского искусства.
III.Заключительный этап
Подведение итогов.
Оформить результаты проекта.
Провести анализ достижений результатов проекта.
Оформление документации и продуктов проектной деятельности.
Презентация итогов проекта.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
2. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синте
3. Хусаинов, З. А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З. А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. –№2. – С. 66.
1. Черезова, Л. Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л. Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135
10. Молодова, Л. П. Экологические праздники для детей: Учебнометодическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2003. – 128 с.