Юлия Виноградова
Проект «Земля до начала времён» в подготовительной группе: динозавры, древние животные, первобытные люди
▼ Скачать + Заказать документы
2021 г
МАДОУ № 4
Группа № 11 (подготовительная)
Воспитатель: Виноградова Ю. В.
ПРОЕКТ:
«Земля до начала времён»
По доминирующей деятельности: познавательный;
По характеру взаимодействия: групповой;
По продолжительности: долгосрочный (февраль).
Вид проекта: познавательный, творческий, коллективный.
Актуальность проекта:
Целью данной работы является развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о древнем мире средствами поисково – познавательной деятельности.
Публикация «Проект „Земля до начала времён“ в подготовительной группе: динозавры, древние животные, первобытные люди» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Проекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
При рассматривания модели Солнечной системы, у детей возникли вопросы: «Как появилась планета Земля? Когда появилась Земля? Что было на планете?». В ходе обсуждения дети начали высказывать свои предположения: «Земля появилась давно, в доисторические времена», «Земля появилась от космического взрыва». Следующими вопросами стали: «Какими были первые животные?», «Как появились люди?», «Куда делись динозавры?»
При составлении исследовательского проекта были учтены возрастные особенности детей (наглядно-образное мышление, активная планирующая функция речи, формирование внутреннего плана действий, возникновение первой целостной картины мира, появление учебно-познавательных мотивов, уровень развития поисковой деятельности, знаний по данной теме).
Цель проекта:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, развитие естественнонаучных представлений, любознательности через экспериментирование. Формирование элементарных представлений об истории человечества. Закрепление представлений о динозаврах, развитие познавательного интереса к обитателям древности, любознательности, навыков взаимодействия и сотрудничества, креативности. Формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных.
Задачи проекта:
1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Расширять знания, развивать естественнонаучные представления.
3. Развивать умение выдвигать гипотезы, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, самостоятельно делать выводы.
4. Создать условия для формирования научной картины мира, первоначального представления о вулканах, а также их пользе и опасностях вулканических извержений.
5. Познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность.
6. Дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов).
7. Расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта;
8. Дать детям первичные представления о том, какими были первые люди на Земле: познакомить с их внешним обликом и образом жизни.
Планирование проекта:
Чтение познавательной литературы «История возникновения Земли», «Океан и его обитатели», «Вулканы, какие они?», «Планета Земля».
Выяснение имеющихся знаний у детей на эту тему и обозначение вопросов, которые возникли у детей;
Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе;
Подбор методической литературы по теме;
Сбор литературы: П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», «Забавная астрономия для малышей», О. Емельянова «В космосе», "История людей. Моя первая книга о человечестве", «Большой иллюстрированный атлас первобытного человека», Александр Тихонов «Мамонты и другие доисторические животные», Ярослава Соколова «Мир динозавров»
Подготовка дидактических игр: «Одень древнего человека», «Что сначала, что потом», «Опиши динозавра», «Найди и назови», «Кому что нужно», «Кто больше назовет», «Выложи своего динозавра», «Найди загаданное слово»
Проведение подвижных игр: «Собери бусинки»; «Мы охотились на льва».
Итоговое занятие: «Начало историй человечества»
Подготовка информации для родителей.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Идем на охоту», создание условий для режиссерской игры «Древние люди», «Путешествие на машине времени».
Дидактические игры: «Одень древнего человека», «Что сначала, что потом», «Опиши динозавра», «Найди и назови», «Кому что нужно», «Кто больше назовет», «Выложи своего динозавра», «Найди загаданное слово»
Познавательное развитие:
Просмотр презентаций и мультфильмов: «Первобытный человек», «Извержение вулканов», «Эволюция Земли», «Динозавры», «Поезд динозавров», презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»
Беседы: «Первобытные люди», «Что было вначале», о профессии палеонтолога, «Путешествие в прошлое человека»
Проведение серии опытов:
- «Как появились моря и океаны»;
- «Откуда взялись острова и материки»;
- «Как появляются горы»;
- «Как происходит извержение вулканов».
Речевое развитие:
Чтение познавательной литературы: П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», «Забавная астрономия для малышей», О. Емельянова «В космосе», "История людей. Моя первая книга о человечестве", «Большой иллюстрированный атлас первобытного человека», Александр Тихонов «Мамонты и другие доисторические животные», Ярослава Соколова «Мир динозавров»
Чтение энциклопедий, обсуждение прочитанного. Просмотр иллюстраций.
Заучивание стихотворений о динозаврах.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Каменный топор», Рисование «Охота на животных».
Задание «Восстанови животное по скелету»:
У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела.
Лепка и рисование динозавров.
Физическое развитие:
Подвижная игра «Собери бусинки»; «Мы охотились на льва».
Физкультминутка «Динозаврики и мамонты».
Результатом проекта явилось формирование практических навыков исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие познавательных способностей детей.
Вывод по проекту:
Вначале наша планета была огромным раскаленным шаром, потом постепенно стала остывать, пошли многолетние дожди, появились океаны, моря, реки, озера. На планете начали появляться горы, острова, вулканы, потому что земная кора постоянно движется.
ПОИСКОВО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Как появились моря и океаны?
Цель:
Помочь детям объяснить происходящие в природе изменения, дать представления о явлении конденсации.
Оборудование:
Емкость с горячей водой, покрытая крышкой, лед или снег, фартуки.
Описание:
Беседа с детьми о прошлом планеты: Земля была раскаленным телом в холодном космосе.
Обсуждение:
Что происходит с планетой при остывании (сравнить с остыванием горячего предмета).
Выполнение эксперимента:
Воспитатель наполняет ёмкости горячей водой на каждого ребёнка (температура воды не должна быть очень горячей – соблюдение техники безопасности, предлагает детям накрыть ёмкости крышками и поставить на лёд. Дети наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью.
Вывод:
Когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость – конденсируется.
Высказывание гипотез:
«Что произойдет, если будет остывать огромное тело, целая планета?». (При остывании Земли на планете начнется многолетний сезон дождей).
2. Откуда взялись острова?
Цель:
Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.
Оборудование:
Модель «Морское дно» залитой водой, физическая карта мира,
глина (пластилин, стеки, фартуки, губки для уборки.
Описание:
Рассматривание карты мира. Дети определяют и называют горы, землю, воду. Воспитатель обращает внимание на маленькие пятнышки в воде, спрашивает что это. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель отвечает сам).
- Что такое остров? Где расположен остров? Что вокруг него?
Обсуждение:
Воспитатель предлагает сформировать острова.
- Как предлагаете это сделать? Из чего можно сделать сушу?
Выполнение эксперимента:
Дети готовят рабочее место. На подносе разминают глину, вокруг наливают воду.
- На что это похоже?
Дети вместе с воспитателем определяют озера, реки. Затем с помощью стеки выполняют на своем макете озеро, проводят реки.
- Что же такое остров? (Остров – это часть суши, окруженная водой.)
- Как появляются острова? (предположения детей.)
Используя макет «Морское дно» объяснить причины появления островов.
- Что вы видите? Ровная ли поверхность моря? Почему дно моря неровное? Земная поверхность состоит из плит, которые все время движутся, могут находить одна на другую, и тогда горные вершины поднимаются над уровнем океана, образуя острова. Чтобы образовался остров, нужны тысячелетия.
Вывод:
Поверхность Земли все время движется, поэтому острова могут подниматься и опускаться.
3. Как появляются горы?
Цель:
Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; учить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.
Оборудование:
Лоскуты ткани, иллюстрации с изображением гор, мнемотаблица «Извержение вулкана»; алгоритм выполнения; миски, стаканы, столовые ложки, какао-порошок, мука, соль, вода, большая коробка.
Описание:
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации.
- Что на них изображено? Как вы догадались? Может быть, вы знаете, как появляются горы? (предположения детей). Вспомните, как образуются острова?
Выполнение эксперимента:
С помощью лоскута ткани (платка) педагог показывает движение земной коры, в результате чего образуются горы, острова, а также возникновение гор в результате «работы» вулканов. Педагог предлагает сделать горы из соленого теста, пользуясь алгоритмом. Дети готовят тесто по схеме, затем «лепят из него горы», выстраивают их на общей площадке (коробке)
Вывод:
Горы появляются в результате движения земной коры, а также в результате работы вулканов.
4. Как происходит извержение вулкана?
Цель:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Продолжать учить «читать» алгоритм работы.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением вулкана, поддоны, картон, клей, сода, лимонная кислота, сухая красная (пищевая) краска, вода, листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка, фартуки.
Описание:
Воспитатель предлагает детям обсудить вопрос «Что такое вулкан?»
Выслушав предположение детей, предлагает послушать легенду.
Обсуждение:
Беседа по иллюстрациям с изображением вулкана.
- Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана?
Воспитатель знакомит детей с понятием «кратер».
Выполнение эксперимента:
Педагог предлагает самостоятельно увидеть извержение вулкана, используя алгоритм работы (последовательность).
Дети фиксируют результаты.
Модель 3-х вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как будем узнавать?
Земля выросла из кусочка. (Карина)
Люди появились из обезьян. (Даша)
Землю сотворил Бог, мне мама рассказывала. (Вивея)
На нашей Земле появились динозавры, а потом они умерли. (Яна)
Динозавры умерли из-за метеорита. (Илья)
Я знаю, что первая жизнь появилась в воде. (Кирилл)
Первые люди брали камни и рисовали на деревьях. (Илья)
И в пещерах. (Карина)
Я знаю, что перед динозаврами и перед предками были гигантские насекомые. (Кирилл)
Пещерные люди не умели строить дома и жили в пещерах. (Карина)
Откуда появилась первая цивилизация? (Милана)
Как появился первый человек? (Арина М.)
Как появился первый инструмент, потому что там была шерсть и всё? (Арина)
Откуда появилась вода? (Карина)
Как появились первые бактерии? (Кирилл)
Почему вымерли динозавры? (Милана)
Откуда появились материки? (Степан)
Про лаву, например, можно узнать у папы, потому что он любит, когда всё искрится. (Маша)
В книгах в библиотеке. (Стася)
Мы можем узнавать из моей энциклопедии. (Майя)
По телевизору. (Артём)
В телефоне, планшете и т. д. (Вивея)
Совместное планирование
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
А давайте поиграем как-будто мы древние люди, живём в пещере. (Матвей)
Ага, и охотимся на саблезубых тиров! (Давид)
А я хочу изобрести машину времени. (Майя)
Мы с мамой делали вулкан из кинетического песка. Там что-то смешивали и он пенился. Мы в группе тоже так сделать можем. (Варя)
Я энциклопедию принесу. (Милана)
Можно стихи какие-нибудь про динозавров выучить. (Карина)
А у меня дома есть книжка про мамонтёнка, ещё мультик такой есть. Я принесу и мы можем почитать. (Алиса Б.)
А я хочу слепить из пластилина вулкан. (Стася)
Можно нарисовать динозавра. (Аня)
Можно сделать театр про первых людей. (Яна)
Я придумала игру. Называется «Собери бусины». Давайте в неё тоже поиграем. (воспитатель)
И охотиться будем! (Давид)
Рисуем петроглифы:
Рисуем вулканы и запускаем:
Свободное творчество детей: