Шатилова Наталия
Информационный проект «Зеленая аптека» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зеленая аптека»
Тип проекта : информационный, исследовательский, практический, познавательный, творческий, групповой.
Авторы проекта : Шатилова Н. Ф. Бородина Н. П.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Срок выполнения: апрель – август.
Публикация «Информационный проект „Зеленая аптека“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Темочки
Проблема: В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, корни или цветы?
Актуальность: Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Нам необходимо было вызвать интерес у воспитанников к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека»
Цель: Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений в ближайшем окружении, какую пользу они приносят и можно ли вырастить их самим.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Создать в группе условия для реализации экологического проекта;
Активизировать познавательную деятельность; продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о растениях, работая с различными источниками информации;
Дать детям знания о растениях родного края, с их целебными свойствами, познакомить с их разнообразием и лечебными возможностями, о правилах сбора, хранения и применения;
Развивать речь у детей, как средство общения; закрепить представление детей о лекарственных растениях, расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, медонос, рассада, соцветия) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;
Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через художественно – продуктивную деятельность: раскрашивание силуэтов, вырезывание по контуру детской ладошки, рисование нетрадиционной техникой, «бумагопластика», игры с прищепками, счетными палочками, работа с калькой, трафаретами;
Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов; прививать практические навыки по выращиванию культурных лекарственных растений, уходу за ними;
Развивать творчество, мышление, фантазию;
Воспитывать экологическую культуру.
Формы и методы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно – ролевые, дидактические, игры - драматизации и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов, пособий.
Ожидаемые результаты:
- сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости;
- навыки использования этих растений в лечебных целях;
- умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности со взрослым;
- бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
- навыки публичного выступления в форме доклада перед сверстниками.
Планирование и организация деятельности.
Работа над проектом началась с модели трех вопросов:
Что мы знаем? - («Картошку люди едят, чтоб быть сильными», «В луке много витаминов», «Мне мама говорила, что подорожником можно остановить кровь», «Если есть много морковки, будут глаза лучше»)
Что хотели бы узнать? - («Какие растения помогают, чтоб горло не болело», «Зачем едят облепиху, она нужна птичкам, так мама сказала», «Как зимой можно вырастить лук», «Как можно есть семена шиповника»)
Где это можно узнать? – («Спросить у взрослых; почитать в книгах; да в интернете все есть; надо пойти в лес и там все собрать и сушить; а моя мама сушит ромашку»)
Подготовительный этап.
Сбор информации : подобрать статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.
Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников.
Домашняя работа детей и родителей по поиску информации о выбранном растении, изучение материала, выполнение рисунка и подготовка рассказа о растении.
Беседа «Растения – фитотерапевты». Какие они? Почему травы называют лекарственными?»
Цель: выяснить представление детей о лечебных свойствах трав, растущих на участке детского сада (об одуванчике, календуле, ромашке, подорожнике, выявить отношение детей к ним, заинтересовать темой проекта.
Оформить «Полочку умных книг» (справочники, энциклопедии, книги, раскраски, иллюстрации).
Основной этап.
Речевое развитие.
Беседы:
-«Душистая мята»;
-«Великий путешественник - подорожник»;
-«Скромный одуванчик»;
-«Полезная крапива»;
-«Как хорош сегодня наш лопух!»;
-«Чистотел – желтый цветок»;
-«Календула - ноготки»;
-«Ромашка – «белая рубашка».
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение загадок, стихов, пословиц, произведений:
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»;
«Легенда о бессмертнике» и др.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Наблюдение за лекарственными растениями;
Беседа «О безопасном поведении в природе».
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний», «Составь рецепт», «Найди тень» и др.
Сюжетно – ролевая игра «Фитодоктор» (лечебные свойства лекарственных растений);
Художественно – продуктивная деятельность.
Аппликация «Одуванчики»;
Рисование «Цветы календулы», «Подорожник»;
Коллаж «Ромашки в траве»;
Аппликации из контуров детских ладошек: «Мать-и-мачеха и др.
Работа с родителями.
Изготовить комнатные клумбы для рассады;
Заготовить семена ноготков, землю, предметы ухода: лейки, совочки;
Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми;
Чаепитие «Душистая мята».
Презентация проекта.
НОД «Путешествие в страну лекарственных растений»;
Заключительный этап.
Обработка и оформление материалов проекта;
Анализ результативности проведенной работы.
Беседа "Лекарственные растения"
Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала оно цветет, а потом появляются листья. И листья у него необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
Показ картинки – ромашка.
Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и вдругом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы"
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
3. Загадки о лекарственных растениях.
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч., отгадай. (Чабрец)
Чабрец
Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Крапива
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик)
Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)
4. Дидактическая игра "Узнай по вкусу" (Лук, петрушка, укроп, мята, чеснок).
5. Игра "Определи по запаху" (мята, ромашка, душица, укроп, одуванчик, липа).
Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материалы: иллюстрации с изображениями лекарственных растений, засушенные растения.
6. Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:
На территории детского сада найти лекарственные растения.
Понаблюдать за подорожником, одуванчиком, липой, тысячелистником, укропом, мятой.
Собрать веточки лекарственных растений для гербария и познакомить со способами засушивания растений (переложить листами книги или газет и прижать гнетом или пересыпать сухим песком).
II Этап
1. Наблюдение "Наш верный друг - чистотел"
Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы, что необходимо чистотелу для того, чтобы он рос. Соком чистотела смазывают ранки, выводят борадавки.
2. Дидактическая игра "Вершки - корешки"
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
3. Экскурсия на поляну.
Цели:
Познакомить детей с природным окружением нашего края Северный Кавказ, рассказать о многообразии трав, произрастающих на Кавказе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в поле (ромашка, одуванчик, подорожник).
Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
Предварительная работа: Экскурсия в парк, сквер, на участок д/с, сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях, создание Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.
Словарная работа: Отвар, настой, лекарственные растения, заваривать, сушить хранить, прикладывать, фито чай, лекарственный сбор.
III Этап
1. Занятие по изо-деятельности: «Зеленая аптека» - рисование.
Цель: учить детей рисовать лекарственные растения.
2. Работа с родителями. Совместная деятельность по составлению гербария из лекарственных растений. Оформление книги полезных рецептов (обмен рецептами между родителями, изготовление венков из лечебных трав.
3. Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Узнай растение по листу (цветку, «Где растет?»
4. Смотр – конкурс «Венок из лечебных трав» и использование венков при проведении народного праздника «Ивана Купалы».
Вывод: чтобы эти растения не исчезли с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.
Заключение: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе, тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения, будет дарить людям здоровье, исцелять от недугов.