Алла Анатольевна Голик
Проект «Здравствуй, осень!» (краткосрочный) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с15.09.2018 по 25.10.2018г.)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Здравствуй, осень!“ (краткосрочный) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта. В условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома. Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Задачи:
• обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов НОД;
• подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МДОУ.
2 Практический этап
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Здравствуй, осень!»
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Осень - славная пора». (Приложение 1)
Беседы: «Приметы осени» (Приложение, «Как лесные звери готовятся к зиме».
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок, - за цветником, - за перелетными птицами, - за насекомыми, - за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие Беседы:«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Составление описательного рассказа на тему: «Осень»
Рассматривание картин: И. Левитан «Осенний день», «Осень»; И. Остроухов «Золотая осень»; И. Бродский «Опавшие листья»;
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Скучная картина»
К. Бальмонт «Осень»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
А. Ерикеев «Наступила осень
Л. Толстой «Дуб и орешник»
З. Федоровская «Осень»
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Е. Благинина «Улетают, улетели».
Л. Толстой «Дуб и орешник».
Социально – коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
«Знатоки осенней природы».
Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки»
Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?»
Трудовая деятельность:
• сбор природного материала на прогулке,уборка опавшей листвы
• подготовка клумбы группового участка к зиме
• укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседа по ОБЖ:
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Художественно-эстетическое развитие Аппликация:
«На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени»;обрывная аппликация «Грибочки»,пластилинография «Дерево осени»
Рисование:
«В саду созрели яблоки», «Осенние листья», «Осенний лес», «Осенний пейзаж».
Лепка
«Грибы».
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Как звери готовятся к зиме»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Досуги, развлечения:
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки.
«Осенний праздник»
• «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Физическое развитие Беседы:
«Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди»
Игры – соревнования:
«Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон, И два – наклон, Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели….
«Грибы» :
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
• Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
• Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
• Организация выставок детских работ;
• Совместное творчество детей и родителей.
Продукт проектной деятельности :
Открытое занятие для педагогов «Осень - славная пора»
Выставка детских рисунков «Осенние фантазии»
Презентация проекта :
Выставка поделок «Осенняя мозаика» Утренник «Осень золотая».
3 Заключительный этап.
1 Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
- оформление раздевалки с использованием работ детей.
- Выставка поделок «Осенняя мозаика» - Утренник «Осень золотая».
2 Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного
отношения к ней,
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,
устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием
принимали участие в оформлении выставки.
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы. Мозаика-Синтез Москва, 2014
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
3. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова. Харьков 2008
4.«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова. Москва. «Просвещение» 1981
5. «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
6.«Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич. Санкт – Петербург «Детство-Пресс»
7.«Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко Москва «Просвещение» 1998