Морозова Светлана
«Тетушка Осень». Творческий краткосрочный музыкальный проект
▼ Скачать + Заказать документы
"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
Очень важно с ранних лет развивать в детях
умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в неё и вслушиваться".
Сухомлинский В. А.
Данный проект разработан для детей средней и младшей групп. С целью реализации задач проекта на музыкальных занятиях дети слушают музыку на тему “ Осень” русских и зарубежных композиторов, разучивают песни, водят хороводы и играют в игры осенней тематики. С этой же целью проводятся беседы об осенних изменениях в природе, о животных осенью, об осенних приметах и др. Дети разучивают стихи, пословицы, и поговорки об осени; рассматривают картины известных художников. А затем свои впечатления переносят на занятия по изодеятельности, аппликации, лепке. Проект краткосрочный. В конце проекта проводится итоговое мероприятие, на котором дети показывают полученные знания, умения и навыки.
Публикация «„Тетушка Осень“, Творческий краткосрочный музыкальный проект» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тип и вид проекта : групповой, творческий, краткосрочный.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников дети младшей и средней групп.
Продолжительность: 2 месяца (сентябрь, октябрь)
Проблема:
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Задача взрослых через фантазии и творчество детей способствовать их общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, способствовать развитию познавательной активности; психических и психологических свойств ребенка.
Актуальность темы:
У детей сформирована система знаний о времени года «осень». Необходимо создать условия, способствующие освоению детьми новой информации по данной теме. Появилась мотивационная потребность самостоятельно использовать художественное слово, изобразительную деятельность, музыку для выражения своих впечатлений об осенних явлениях природы.
Цель проекта :
1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание окружающего мира, пополнение и обогащение знаний детей об осени как времени года, проявленной средствами музыкальной выразительности.
2. Осуществление комплексного подхода к воспитанию чувства любви к природе и людям родного края.
3. Развитие способности видеть красоту осени, развитие позитивного отношения к изменениям в природе.
4. Научить детей различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании
5. Развивать тембровое и звуковое восприятие. Закреплять музыкально-ритмические умения и навыки.
6. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта “ Тетушка Осень».
Задачи проекта :
- Обобщить представление детей о признаках осени, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов.
- Учить детей слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через музыкальное, изобразительное искусство. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
- Развивать умение давать эстетическую оценку, высказывать собственные суждения, соотносить по настроению образцы музыки, живописи. Развивать фантазию, творческие способности.
- Формировать знания о сезонных изменениях в природе.
- Учить замечать красоту осенних красок и пейзажей.
- Формировать умение понимать изобразительный характер музыки. Доставлять радость и удовлетворение от действий под музыку.
- Приобщать детей к образам осенней поры, учить познавать красоту окружающего мира, проявленную средствами музыкальной выразительности.
- Развивать творческое воображение, умение быстро реагировать на поставленные задачи.
- Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных музыкальных номеров.
- Совершенствовать певческий голос, навыки сольного пения.
- Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
- Обогащать музыкальные впечатления, вызывая яркий отклик при восприятии и воспроизведении музыкальных произведений.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Подбор произведений русского народного творчества, стихотворений об осени, пальчиковых, дидактических и подвижных игр.
Подбор наглядного материала.
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Выставки рисунков, поделок.
Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление)
Необходимые условия реализации проекта :
Интерес детей и родителей
Методические разработки.
Интеграция со специалистами детского сада.
Используемые средства, методы:
1. информативно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, показ воспитателя,
2. словесный (беседа, рассказ, художественное слово,
3. репродуктивный (прием повтора,
4. эвристический (проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии,
5. исследовательский (развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества).
Предполагаемый результат:
• Повышение уровня знаний об осени как времени года.
• Развитие способности к самовыражению через импровизации и фантазии детей,
• Умение выражать свои и понимать чувства других.
• Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
• Формирование позитивного отношения к природным изменениям. Итоговым результатом активное участие детей в выставках, конкурсах, развлечении, беседах об осени и ее приметах.
• Методы проекта
• - наблюдение
• - совместные игры
• - познавательные игровые занятия
• - беседы
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
-познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками.
-речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
-социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
-художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы и сроки реализации:
1-й этап – организационно - подготовительный. Подбор музыкальных номеров, отбор
исполнителей, подготовка костюмов.
2-й этап – основной. Подготовка сценария, разучивание стихов с детьми, разучивание
песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, репетиция сценок, оформление зала, генеральная репетиция, оформление выставки детских поделок «Осенний вернисаж».
3-й этап – заключительный (29.10.2020г.) Праздник «Тетушка Осень»
Основные направления проекта
Этапы Описание Время
реализации Ответственные
1 этап.
Организационно-подготовительный - работа с методической литературой;
- подбор музыкального репертуара;
- разработка конспектов занятий;
- подбор картин об осени для презентаций;
сентябрь Музыкальный руководитель
Воспитатель младшей группы Дубинина О. В.
Воспитатель средней группы Алехнович А. А.
2 этап.
Основной - чтение литературных произведений и стихов об осени;
- проведение тематических занятий в группе посвященных приметам, периодам осени, явлениям природы, приспособленности растений и животных к изменениям в ней;
-занятия с использованием презентаций об осени;
“Художники рисуют осень”, “Композиторы и осень”;
- знакомство с произведениями П. И Чайковского “Осенняя песнь”,
А. Вивальди “Осень” (“Времена года”) 2, 3 части,
Г. Свиридов “Дождик”
- оформление информационной папки для родителей
“Золотая Осень”
Подготовка декораций, атрибутов к играм, оформление зала,
- генеральная репетиция,
- оформление выставки детских поделок октябрь Музыкальный руководитель
Воспитатели младшей и средней групп
3 этап.
Итоговый.
Заключительный Проведение праздника «Тетушка Осень»
29.10.2020 г.
Музыкальный руководитель
Воспитатели младшей и средней групп
Ожидаемый результат: повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности, развитие нравственно – коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта, развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности у детей.
-Для педагогов – внедрение инновационных технологий современных форм и новых методов работы, самореализация.
-Для родителей – получение возможности наблюдать за своими детьми, что позволяет лучше разобраться в вопросах развития ребёнка, возникновения доверия к педагогам детского сада.
Контроль и оценка эффективности проекта : наблюдение, беседы с детьми,
поощрение.
Игры:
Стало скучно солнцу в небе»
«Тучка по небу гуляла»
«Тучка-плакучка»
«Мухомор»
«Дождик и солнышко»
Пальчиковые игры:
Осень
Вышел дождик погулять
Ходит осень в нашем парке
Грибы
Осенняя одежда
Перелетные птицы
Дидактические игры:
«Кто что запасает на зиму»
«Мама – дети»
Дидактическая музыкальная игра :
«Дует, дует ветер»
«Солнышко и тучка»
Сценарий осеннего праздника
средней и младшей групп
«Тетушка Осень»
Цель: Создание условий для формирования социально-личностных качеств дошкольников среднего и младшего возраста через включение их в различные виды деятельности.
Задачи:
- Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи, формирование опыта самопознания ребенка.
- Помочь ребёнку поверить в свои силы, научить быть успешным в деятельности, поиску своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.
- Развитие интереса у детей к сезонным изменениям в окружающем мире.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущий, Тучка, Капитошка, Осень.
Дети: Грибы мухоморы, Капелька.
Риквизит: картонные осенние разноцветные листья, зонтики (по количеству танцующих, маленький заборчик, два пенька, елочка, дерево – берёзка без листочков, грабли, материал для аппликации \ двойные листья из бумаги, скреплённые на палочке, клеёнка, клей, кисточки, тряпочки\, маленькие атласные платочки по количеству детей с петелькой из резинки, две корзины, мухоморы и белые грибы\сделанные из пенопласта\,шапочки мухоморов по количеству детей, большой бутафорский гриб для сюрпризного момента.
Зал украшен по-осеннему. В правом углу зала стоят пеньки, елочка, березка без листочков, под ней стоят грибы (муляж, сидит еж (игрушка). На полу разложены листья по количеству детей (по два листочка на ребенка).
Ход мероприятия:
Муз. руководитель:
Музыкальный зал у нас
Так украшен в год лишь раз!
Листьями, грибами-посмотрите сами!
Дети входят в зал под осеннюю песню «Осень, пришла к нам в гости осень» авт. Окс. Митрошина, выполняют перестроение и встают парами в середине зала (в шахматном порядке)
Ведущая:
Заглянул сегодня праздник в каждый дом,
Потому что бродит Осень за окном!
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят!
1-й ребё нок:
Дождь холодный льет и льет,
Погулять нам не дает.
Птиц дорога позвала –
Это осень к нам пришла!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ТЕТУШКА ОСЕНЬ» муз. и сл. Н. Орловой
2-й ребё нок:
Ходит осень, бродит осень,
Листья с клена ветер сбросил.
Под ногами коврик новый –
Желто-розовый, кленовый!
3-й ребё нок:
Листья желтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад»!
4-й ребё нок:
Алые и желтые
Ветер листья рвет.
Кружит, кружит в воздухе
Пестрый хоровод!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ (под мелодию вальса)
(после танца дети перестраиваются в круг, идут по кругу и складывают листья в корзинку) садятся на стулья
Ведущая:
Осень, очень красивое время года! Все деревья в лесу и во дворе, и в саду стоят празднично одетые!
5-й ребё нок:
Осень за окошком плачет,
Листьев водит хоровод,
Позабыт любимый мячик
На скамейке у ворот!
Он обиделся немножко,
Краснобокий мой дружок,
И мечтает на дорожку
Совершить опять прыжок.
И смотрю я на дождинки,
Прижимая нос к стеклу.
Осень - плакса льет слезинки
По ушедшему теплу!
Ведущая: (прислушивается)
Кто – то к нам сюда бежит,
Кто – то к нам сюда спешит…
Хлопнем, топнем мы дружней,
Пусть отыщет нас скорей!
Дети хлопают, топают.
Под музыку вбегает тучка, в руках у неё два блестящих султанчика.
Тучка:
Я тучка осенняя, синяя – синяя
Пусть не большая, но очень сильная!
Если только захочу –
Всех ребят я намочу!
Под музыку тучка бежит по залу и «брызгает» на детей и взрослых.
Ведущая:
Тучка, тучка, подожди
Убери свои дожди!
Про дождик песенку мы знаем
И тебе ее подарим!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «КАПЕЛЬКИ» муз. В. Павленко сл. Э. Богдановой.
Тучка: Какая красивая песня. Спасибо вам, ребята!
Ведущая: - А мы зонтики возьмём, под дождём гулять пойдём!
Выбегают дети с зонтиками
1-реб: Мне купили зонтик,
Самый настоящий.
Он конечно маленький,
Но зато блестящий!
Дождик будет весело,
Зонтик поливать.
Я буду под зонтиком,
По улице гулять.
2-реб: Кругом цветные зонтики,
Раскрылись под дождем.
Пустились чьи- то ботики,
От дождика бегом!
3-реб: Зачем же мама ахала,
Льет дождик - ну и пусть!
Я вовсе не из сахара,
Растаять не боюсь!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ
«Кап, кап, тук,тук,тук» сл. Н. Соловьева, муз. М. Парцхаладзе
Тучка:
Очень классно танцевали,
Свою ловкость показали,
Но, уж как всегда бывает,
Мне кого – то не хватает…
Ведущая:
Не хватает? Но кого?
Тучка:
А не хватает здесь моей младшей сестрички, капельки Капитошки.
Под весёлую музыку вбегает Капитошка.
Тучка:
Вот она!
Опоздала ты немножко, познакомьтесь – Капитошка!
Капитошка приседает в реверансах.
Капитошка:
Капитошка – это я! Здравствуйте мои друзья!
Тучка, а почему здесь так много ребят, и все такие нарядные?
Тучка:
Потому, Капитошка, что сегодня у ребят праздник Осени.
Ведущая:
И мы просим тебя остаться, поиграть и повеселиться с нами.
Капитошка:
О, веселиться и играть я люблю. А ещё я люблю танцевать, а вы, ребята любите танцевать?
Выступают дети младшей группы
Ведущая:
Посмотрите-ка какие
Листья разные, цветные!
Ну-ка, листики берите,
С ними пойте и пляшите!
Пляска с листочками «Покачайся надо мной» А. Филлипенко
Пляска с грибочками (на усмотрение муз. руководителя)
Капитошка:
Молодцы ребятки!
Урожай в лесу поспел, надо брать корзинки.
Что же будем собирать на лесной тропинке?
Что же будут собирать, вам придётся угадать!
Тучка:
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой, хороводами и в ряд.
В шапках молодцы стоят. Что же это?
Дети: Грибы!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ГРИБОВ (младшая группа)
«МУХОМОРЧИКИ ГРИБЫ» сл. и муз. Г. Вихарева
(после выступления дети садятся на стулья)
Ведущая:
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Под музыку Тучка и Капитошка берут корзинку с муляжами грибочками и раскладывают их по ковру (грибы вместе с мухоморами).
Ведущая:
Посмотрите – кА, ребята, тут опята, тут маслята…
Капитошка: показывает детям гриб мухомор.
Все грибы, как на подбор
А этот дети – мухомор!
Ведущая:
Ребята, а мухоморы разве можно есть?
Дети: нет!
Ведущая:
Многоуважаемая Тучка, и ты Капитошка. давайте посмотрим, как наши дети умеют собирать грибы, причём не ядовитые, а съедобные. Вот полянка, вот грибы, а вот корзинки. Кто больше грибов наберёт, тот и победитель.
Проводится игра «Собери грибы»
(играют 2-3 человека, нужно собрать как можно больше съедобных грибов в корзинку)
Капитошка:
Какие ребята молодцы, они быстрые, ловкие и даже ни один мухомор в корзинку не попал.
Тучка:
Интересно мы играли, веселились, танцевали!
Капитошка:
Но теперь пора прощаться и на небо возвращаться
Вместе: До свидания!
Дети: До свидания!
Под музыку Тучка и Капитошка убегают.
Ведущая:
Ребята, что же это такое? Вот и Тучка к нам на праздник приходила и Капитошка, а Осени всё нет и нет…
Давайте громко позовём ее в гости, чтобы скорее нас нашла.
Дети хором:
Осень, проходи скорей,
Праздник будет веселей!
Песню дружно запоем,
Осень в танец позовем!
Под музыку входит осень
Осень :
Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте мои друзья!
Осень :
Я - природное явленье
Вслед за летом я бегу.
Все деревья разным цветом
Разукрасить я могу.
Нагоню я ветер сильный
И листочки полетят,
Листопадом разноцветным
Чтобы радовать ребят.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ ОСЕНЬ»
А теперь вставайте в круг и покажите свой танец
ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «ДАЙ ПОХЛОПАЮ ЛАДОШКОЙ»
Осень :
Спасибо вам, ребятки, что меня повеселили. А моя берёзка всё стоит печальная. Ветер-озорник все листочки с неё сорвал.
Ведущий:
Так это дело поправимое. Наши ребятки занимаются в саду аппликацией и нарядят берёзку в праздничное платье.
ПРОВОДИТСЯ АППЛИКАЦИЯ
«ОДЕНЬ БЕРЁЗКУ В ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД».
Материалы: Двойной листок из жёлтой, зелёной и оранжевой бумаги, клей, тряпочки, клеёнка, кисточки.
Ход работы: Дети мокают кисточку в клей и наносят его на листок. Берут листок в руки, подходят к берёзке и, перекинув двойной листочек через веточку, склеивают его на веточке.
Ребёнок может приклеить 2-3 листочка.
После работы дети садятся на свои места.
Осень : (обходит берёзку и восхищается)
Ай да, красавица берёзка,
У берёзки пышная причёска.
Ярок её праздничный наряд,
Приглашает танцевать ребят.
Ведущий ставит берёзку на середину зала. Когда дети встают вокруг берёзки, ведущий раздаёт всем по одному яркому атласному платочку.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ
«БЕРЕЗКА» муз. Р. Рустамова, сл. А. Матлиной
Осень :
Спасибо, ребятки. Порадовали вы берёзку, да и меня тоже песней хорошей!
Мои милые друзья,
Удивить хочу вас я!
Я вчера по лесу шла
И под ёлкой гриб нашла
Этот гриб такой большой,
Он волшебный, не простой!
Шляпка у него блестит.
Чем же нас он угостит?
Шляпку мы с гриба снимаем, (звучит музыка превращения)
Что внутри, сейчас узнаем!
(Осень открывает гриб, внутри него лежат груши, яблоки или грибочки и угощает ими детей)
Ну, а мне пора прощаться. До свидания!
Ведущий:
Спасибо, Осень, за подарки,
И за приход такой твой яркий!
Дружно мы помашем на прощанье,
До свиданья, Осень, до свиданья!
Под музыку Осень уходит
Ведущий:
Вот и закончился наш чудесный осенний праздник!
И нам пора прощаться, в свою группу возвращаться!
Скажем всем до свиданья!
Уходят под музыку из зала.
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.
Выводы:
Воспитателями, сотрудниками и родителями воспитанников была проведена большая работа. Накоплен и предоставлен детям огромный багаж знаний. Рассказы и сказки об осени, стихи, беседы, масса музыкального материала (песни, танцы, музыкальные игры, подвижные игры, разбор текстов песен, беседы о средствах музыкальной выразительности и. т. д.) – все это практически и эмоционально обогатило умы и сердца детей.
При осуществлении проекта педагогами использовались различные средства обучения и воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда.
Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала). Беседы и занятия были подобраны таким образом, чтобы он развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали развитию у детей познавательной активности.
Активное участие в осуществлении проекта принимали родители воспитанников. Они с энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта. Вместе с детьми они охотно приняли участие в конкурсе поделок «Тетушка Осень».
Литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. Про.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М. : ТЦ Сфера, 2009