елена Мельникова
Проект «Здравствуй Масленица» в старшей подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Здравствуй Масленица»
Масленичная неделя в старшей подготовительной группе
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети прикоснуться к традициям русского народа. Осознают роль праздника в жизни россиян, познакомятся с историей возникновения народного наследия с праздником – масленица.
Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Публикация «Проект „Здравствуй Масленица“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Место проведения: МБОУ ШИ № 133, ДО
Сроки проведения: 5 дней
Участники проекта :
Дети (возраст 5 - 6 лет) и родители;
музыкальный руководитель;
воспитатели группы.
1. Особенностью проекта является :
•инновационный подход направлен на развитие индивидуальности и творческих способностей детей, через преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению;
• наличие технологической составляющей - поэтапное планирование и последовательное воплощение идеи проекта.
•практически - деятельностный подход выделение психолого-возрастных индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим особенностям выбирается вид деятельности.
2. Актуальность.
Праздник масленица имеет многовековую историю, и традиции, она уходит своими корнями во времена язычества.
Масленица – почиталась, как из самых любимых и веселых народных праздников, который отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Целая неделя перед Великим постом посвящалась играм и веселью, оставляя самые радостные и светлые впечатления.
Поэтому основным направлением проекта приобщать детей к духовно-нравственным ценностям через историю народного праздника «Масленица».
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Наше время – это время перемен. России нужны люди, способные умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения, знающие историю своего народа и уважающие его традиции. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
3. Цель и задачи проекта
Цель: познакомить детей с историей и традициями народного праздника «Масленица».
Задачи:
• формировать представление о русских народных развлечениях играх, забавах;
• познакомить с русскими народными сказками о масленице, потешками, обрядами, частушками;
• формировать у детей гражданскую принадлежность;
• развивать память, внимание, речь, мелкую моторику, через народное творчество;
•развивать познавательный интерес к русским традициям;
•воспитывать чувства патриотизма на русских традициях;
• воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
4. Механизм проекта и этапы его реализации
4.1. Механизм реализации проекта включает :
• организацию и порядок проведения (план – график подготовки, срок реализации проекта);
• методические разработки, организация и проведение мероприятия (проекта);
• определение роли воспитателя, воспитанников при организации и проведении проекта;
• формы поощрения участников проекта;
• анализ риска;
• план реализации проекта (план график с указанием даты и ответственного за мероприятие).
4.2. Принципы организации проекта :
1. Принцип развития
• тесного сотрудничества дети, воспитатель, родители;
• индивидуальных творческих способностей у детей;
• социально – коммуникативное;
2. Принцип личной причастности
• каждый ребёнок является активным участником проекта. Он может попробовать себя в разных видах деятельности;
3. Принцип массовости
• работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается все дети группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель;
4. Принцип доступности
• индивидуальный подход к каждому участнику проекта (подбор различных видов деятельности и его распределение среди участников);
5. Принцип заинтересованности
• проектируемое мероприятие должно быть интересным, захватывающим чтобы привлечь, заинтересовать всех участников проекта.
5. Этапы проекта.
№ Этапы Образовательные области. Формы и методы работы
1. Подготовительный
1. Создание творческой группы
2. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций.
3. Составление перспективного плана реализации основного плана проекта.
4. Подготовка подвижных игр и соревнований.
5. Разработка сценария мероприятия.
Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Воспитатели, музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, музыкальный руководитель
2. Основной этап: (организационно-практический) :
1. Перспективный план реализации проектной деятельности.
1 день – понедельник «Встреча»
1. Беседа: «История праздника Масленица» - презентация;
2 Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Как весна зиму поборола», «Соломенная Масленица», «О Маслёне».
2 день – вторник «Заигрыш»
(знакомство детей со значением слова «Заигрыш»)
1. Беседа: - «Русские народные игры и
забавы».
2. Разучивание игр: «Ручеёк», «Бой петухов», «Гори, гори ясно», хороводная игра «Валенки».
3. Заучивание русских народных песен, потешек, закличек, пословиц.
3 день – «Масленица - объедуха» или «Лакомка»
1. Беседа «Масленица лакомка».
«Традиция выпекания блинов на Масленицу».
2. Лепка из слоёного теста «Баранки».
3. Угощение блинами.
4 день - «Четверг – разгуляй, широкий – четверг»
1. Развлечение «Как на масленице мы играли, веселились»
2. Просмотр мультфильма из серии 1 «Смешарики» - Масленица.
5 день – пятница «Тещины вечерки»
1. Изготовление чучело на масленицу.
2. Игры, соревнования, строительства снежной крепости.
3. Беседа «Что мы узнали о масленице». Почему 7 день масленицы называется Прощеное воскресенье?
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символ масленицы.
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк», «Гори, гори, ясно», хороводы.
Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, сказок, частушек, закличек, пословиц.
Художественно-эстетическое развитие.
Музыка. Разучивание песен, частушек.
Развитие декоративно прикладного народного творчества.
Физическое развитие. «Кто быстрее»,
3. Заключительный этап
1. Оформление выставки проекта «Масленица».
2. Подготовка презентации к защите проекта.
3. Защита проекта.
6. Ресурсное обеспечение проекта
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка мероприятия)
2. Обеспечение информационных условий, ИКТ (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта)
6. Предполагаемый результат:
• продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
Для детей:
• приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;
• создание атмосферы радости, развитие познавательного интереса детей к истории и традициям своего народа;
• расширение кругозора детей;
•
Для педагогов:
• самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
• оптимизация детско-родительских отношений;
• создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.