Елена Шаповалова
Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемый проект направлен на создание педагогами и родителями условий для сохранения, сбережения здоровья детей раннего возраста.
Проблема здоровья детей в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В период детства формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Публикация «Проект „Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Условия социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира, может стать для его здоровья небезопасной. Поэтому, с раннего детства необходимо формировать у ребёнка сознательное отношение личной безопасности, сохранению и укреплению здоровья.
В связи с этим, необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности и здоровьесбережения ребёнка. Используя интеграцию образовательных областей, и реализуя основные задачи, важно акцентировать внимание детей на безопасности поведения и здоровом образе жизни.
Участники проекта : педагог, дети, родители
Тип проекта : познавательно-игровой.
Цель проекта : начальное формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей раннего дошкольного возраста, повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей в вопросах безопасного поведения детей, через сотрудничество с ДОУ.
Задачи проекта :
Для детей :
- укреплять и охранять здоровье детей;
- повышать интерес детей к здоровому и безопасному образу жизни, через разнообразные формы и методы работы;
- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни, первоначальные простейшие представления о себе;
- воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- обеспечить физическое и психическое благополучие воспитанников.
Для родителей:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения жизни и укрепления здоровья ребенка;
- способствовать созданию активной позиции родителей.
Для педагога:
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обогатить предметно-пространственную развивающую среду группы;
- укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемый результат:
У детей :
- оптимальное функционирование организма и повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
сформированность основ здорового и безопасного образа жизни, полезных привычек;
- овладеют умениями безопасного поведения и со взрослыми и сверстниками, в помещении и на улице.
У педагогов:
создание условий для сохранения здоровья и формирование правил безопасного поведения у детей.
У родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах обеспечения его здоровье и безопасность ребенка.
Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего и безопасного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Ресурсное обеспечение:
В ДОУ имеется: медицинский кабинет, музыкальный зал / физкультурный зал
В группе оборудованы: уголок здоровья; уголок безопасности; спортивный уголок; центр сюжетно-ролевой игры: «Магазин», «Больница»; центр «Книги».
Этапы реализации проекта
Первый этап - организационный
1. Дидактическое и методическое оснащение проекта :
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов;
- разработка конспектов занятий, консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми;
- разработка информационного материала для родительского уголка;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
Подобран дидактический материал:
2. Беседа, ситуативный разговор:
- «О поведении в группе»
- «О правилах спуска и подъёма по лестнице»
- «О поведении на прогулке.
- «О правилах работы с изобразительными материалами : не есть пластилин и краски, не грызть карандаши и мелки, не размахивать ими».
3. Рассматривание предметных картинок и плакатов: «Не играй с электричеством», «Не играй с огнём», «Не играй с колющими, режущими предметами», «Не пробуй жидкости и лекарства», «Не выбегай на проезжую часть», «Не ешь грязными руками», «Не ешь снег и сосульки»,
«Не играй с бродячими животными».
Основные направления проекта.
- Обеспечение охраны и укрепление здоровья малышей.
- Создание предметно-развивающей среды (дидактические игры, книги, пособия по формированию потребности в здоровом образе жизни).
- Формирование взаимодействия детского сада и семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка.
- Оценка эффективности комплексных воздействий.
Второй этап - основной
1. Реализация проекта в совместной и практической деятельности с детьми.
2. Взаимодействие с родителями по данной теме.
Реализация проекта через :
- образовательную деятельность;
- совместную деятельность воспитателя и детей;
- деятельность в режимных моментах.
3. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций:
- «Осторожным надо быть!» - автор Ольга Корнеева.
- «Уроки светофора» - автор Виталий Лиходед.
- Сказки «Бобовое зёрнышко», «Козлятки и волк» и др.
4. Создание игровых ситуаций: «Зайка заболел», «Как помочь лисичке?», «У куклы Кати грязные руки. Научим ее умываться», «Моем куклу Машу», «Помоги котёнку перейти дорогу», «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки», «Зайчик обжё гся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.
5. Игровые технологии. Игры:
- дидактические - «Почини светофор» - прикручивание пробочек по цвету к светофору; «Опасные предметы»;
- подвижные - «Мы – шофёры», «Веселый автомобиль», «Воробушки и автомобиль».
6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия :
- организация рационального режима дня;
- организация здорового сна;
- осуществление закаливающих процедур (ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки);
- прогулки и игры на свежем воздухе;
- организация здорового и полноценного питания;
- воспитание культурно-гигиенических навыков у детей
7. Физическое воспитание
8. Использование современных здоровьесберегающих технологий.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая (после сна)
- Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие.
- Технологии музыкального воздействия (используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя).
9. Безопасность. Основные разделы, с которыми знакомим детей :
- Ребенок дома.
- Ребёнок и другие люди.
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Ребенок на улице.
Дети в раннем возрасте способны : замечать опасные места, знать сигналы светофора, различать величину транспорта, понимать опасность транспорта.
Формы работы с родителями:
- родительское собрание
- консультации
- выпуск рекомендаций и памяток
- анкетирование
- подбор специальной педагогической литературы
- беседы
Третий этап - итоговый
1. Анализ и подведение итогов работы над проектом : анкетирование родителей и опрос детей.
2. Презентация проекта для педагогов и родителей.
3. Разработка методических рекомендаций для родителей.
4. Прогнозирование дальнейшей работы.
5. Публикация проекта на интернет-сайте.
6. Продукты проекта - рисунки, поделки по теме проекта.
7. Картотеки: пальчиковых игр, подвижных игр, утренних гимнастик, гимнастик после сна, гимнастик для глаз.
8. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Больница», «Магазин».
9. Изготовление дидактической игры «Опасные предметы».
10. Папки – передвижки, ширмы, буклеты на тему здоровья и безопасности.
Заключение. Выводы
Можно сделать вывод об эффективности проведенной работы по реализации данного творческого проекта. Приобретенные малышами навыки по безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни, нуждаются в постоянном закреплении.
Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Поэтому в дальнейшем необходимо продолжить работу по закреплению, расширению и обогащению полученных знаний и умений, а также продолжить сотрудничество с родителями по данному вопросу.