Наталья Казанцева
Проект «Здоровьесберегающие технологии по становлению ценностей здорового образа жизни детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта. Здоровьесберегающие технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Основание разработки проекта.
ФГОС ДО от 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384
Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии по становлению ценностей здорового образа жизни детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Разработчик проекта : Казанцева Н. А., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи МКДОУ «Детский сад № 9».
Срок реализации и продолжительность проекта : 01.09.2012 – 31.05.2014; 2 года (период пребывания детей в группе)
Обоснование актуальности проекта : Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослаблены и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Цель проекта : сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития; активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Объект: здоровьесберегающие технологии в становлении ценностей здорового образа жизни
Предмет: создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий.
Гипотеза: Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья воспитанников, если: учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные особенности при выборе форм, методов и средств обучения; используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.
Задачи проекта :
1. Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.
2. Разработать модель внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательный процесс с целью становления ценностей здорового образа жизни
3. Реализовать комплекс здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемый результат:
1. Снижение уровня заболеваемости.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4. Благотворное влияние на расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
5. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения и укрепления здоровья.
Кадровое обеспечение проекта :
- Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
- Учитель – логопед
- Музыкальный руководитель
- Руководитель физического воспитания
- Родители воспитанников
- Педагоги МАОУ СОШ № 2 (спортивный класс)
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной, познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни личности. Технология – это совокупность форм, методов, приёмов и средств, применяемых в какой – либо деятельности, это инстумент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующееся качественным прилагательным – педагогическая.
Здоровьесберегающая технология – это :
1. системно организованная совокупность программ, приёмов, методов, организация образовательного процесса, ненаносящего ущерба здоровью его участников
2. это качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов
3. это технологическая основа здоровьесберегающей педагогики
Три группы технологий, используемых в проекте :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения, гимнастика корригирующая).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .
3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.