Флюра Хайрулина
Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач
▼ Скачать + Заказать документы
«Логоритмика на музыкальных занятиях
как эффективный метод решения коррекционных,
оздоровительных и музыкальных задач»
Хайрулина Флюра Фановиловна
Музыкальный руководитель
МКОУ ООШ №6 г. Нижние Серги, Свердловская область
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Введение ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155 и ФОП ДО от 25.11.2022г. № 1028 требует от педагогических работников поиска новых технологий работы с детьми дошкольного возраста, и необходимым условием её реализации становится психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все, окружающее нас, живет по законам ритма и подчиненно определенному ритму (смена времен года, день и ночь). Также и в нашем организме, всё подчиненно ритму (мозговая деятельность, работа сердца, легких). Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, формируют пространственно-временные отношения, положительно влияют на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать слова песен, понимать смысл музыкальных произведений.
Логоритмика как методика соответствует ФГОС и ФОП ДО. Она представляет систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой. Логоритмика интегрирует в себе абсолютно все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Что же такое логоритмика и для чего она нужна?
Ещё в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно считать 1912 г., когда Жак-Делькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. В процессе занятий по воспитанию ритма у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений. Конечно, формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка. Охотно поддержали и пропагандировали метод ритмического воспитания Жаль-Делькроза в России его ученицы Н. Г. Александрова и В. А. Гринер.
С 30-х г. в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика, который разработал В. А. Гиляровский. Под его руководством в больницах для нервно-психических больных стали проводиться занятия ритмикой, после которых был замечен положительный результат. Было выявлено, что ритмика благотворно регулирует поведение больного и влияет на моторику, и дает возможность проследить за динамикой болезни. Далее В. А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика. В 80-х г., благодаря работам Г. А. Волковой, логопедическая ритмика фактически превратилась в отдельную научную область. Сфера её применения значительно расширилась.
Современная логоритмика и её виды :
• Пальчиковая гимнастика
• Музыкально-ритмические и музыкальные игры
• Вокально-артикулляционные упражнения и логопедическая гимнастика
• Занятия по развитию певческих данных
• Занятия по развитию словотворчества
• Коммуникативные танцы и игры
• Занятия, направленные на развитие общей моторики
• Упражнения, направленные на развитие мимики
• Упражнения, направленные на активизацию внимания и памяти
Логоритмика – это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Занятия логоритмикой проходят весело и увлекательно, что способствуют созданию позитивной атмосферы и мотивации ребенка.
• Логоритмика основана на подражании. Взрослый показывает упражнение, а ребенок повторяет.
• Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду, различные предметы, которые доставляют малышу радость, сделают занятия более интересными.
• Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Это совершенствует умственные способности ребенка.
• Логоритмика регулирует психоэмоциональное состояние детей. Легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.
• Вовремя подвижных игр у детей активируется центр речи, что положительно влияет на развитие способности к чтению и письму.
В марте 2024 г. в МКОУ ООШ №6 был проведен мастер класс с родителями и детьми старшей группы «Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач».
Цель проведения такого занятия :
- Формирование компетенции родителей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Моей задачей было :
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, раскрыть содержание упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих речевому развитию, развити. Чувства ритма и музыкальности детей.
- Убедить родителей в важности и целесообразности применения логоритмики для речевого, оздоровительного и музыкального развития дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- У родителей сформированы представления об особенностях использования музыкальных логоритмических упражнений, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста;
- Родителям даны практические рекомендации по использованию музыкальных логоритмических игр и упражнений, направленных на развитие речи дошкольников;
- Родителями получен опыт самостоятельного подбора и создания логоритмических игр и упражнений для развития речи детей.
Занятия логоритмикой проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю по 30 минут. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая логоритмика» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, профилактике либо коррекциии имеющихся речевых нарушений, овладению двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, способности преодолевать трудности и творчески себя проявлять.
На занятиях логоритмикой активно используются здоровьесберегающие технологии и элементы нейрогимнастики, игры для развития мелкой и крупной моторики с использованием нестандартного оборудования, интерактивные игры, ИКТ.
Каждое занятие имеет сюжетную основу и предполагает использование специального реквизита, а также музыкального сопровождения не только классических, народных или дидактических музыкальных произведений, но и современных популярных песен, что значительно повышает мотивацию воспитанников принимать активное участие в образовательной деятельности.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют :
- Формированию двигательных умений и навыков, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве;
- Развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
- Развитию чувства ритма, темпа, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- Умению расслабиться, снять напряжение;
- Воспитанию личностных качеств, уверенности в себе, решительности, чувства коллективизма.
Главной задачей в реализации занятий по логоритмике является преодоление функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем успешно социализироваться в школе.
Девиз логоритмики :
«Чтобы речь твоя звучала – двигаться начни сначала!»
Список используемой литературы:
1. Г. А. Волкова «Логоритмическая ритмика», Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 2002-272с.
2. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», изд. «СФЕРА» 2016г.
3. Н. В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду», изд.»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022г.
4. Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова «Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи», уч. -метод. пособие; Национальный Книжный Центр 2017г.