Папки-передвижки

Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач

Флюра Хайрулина
Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач
▼ Скачать + Заказать документы

«Логоритмика на музыкальных занятиях

как эффективный метод решения коррекционных,

оздоровительных и музыкальных задач»

Хайрулина Флюра Фановиловна

Музыкальный руководитель

МКОУ ООШ №6 г. Нижние Серги, Свердловская область

Темочки:

Введение ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155 и ФОП ДО от 25.11.2022г. № 1028 требует от педагогических работников поиска новых технологий работы с детьми дошкольного возраста, и необходимым условием её реализации становится психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все, окружающее нас, живет по законам ритма и подчиненно определенному ритму (смена времен года, день и ночь). Также и в нашем организме, всё подчиненно ритму (мозговая деятельность, работа сердца, легких). Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, формируют пространственно-временные отношения, положительно влияют на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать слова песен, понимать смысл музыкальных произведений.

Логоритмика как методика соответствует ФГОС и ФОП ДО. Она представляет систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой. Логоритмика интегрирует в себе абсолютно все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Что же такое логоритмика и для чего она нужна?

Ещё в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно считать 1912 г., когда Жак-Делькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. В процессе занятий по воспитанию ритма у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений. Конечно, формообразующим началом в комплексе упражнений считалась музыка. Охотно поддержали и пропагандировали метод ритмического воспитания Жаль-Делькроза в России его ученицы Н. Г. Александрова и В. А. Гринер.

С 30-х г. в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика, который разработал В. А. Гиляровский. Под его руководством в больницах для нервно-психических больных стали проводиться занятия ритмикой, после которых был замечен положительный результат. Было выявлено, что ритмика благотворно регулирует поведение больного и влияет на моторику, и дает возможность проследить за динамикой болезни. Далее В. А. Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика. В 80-х г., благодаря работам Г. А. Волковой, логопедическая ритмика фактически превратилась в отдельную научную область. Сфера её применения значительно расширилась.

Современная логоритмика и её виды :

• Пальчиковая гимнастика

Музыкально-ритмические и музыкальные игры

• Вокально-артикулляционные упражнения и логопедическая гимнастика

Занятия по развитию певческих данных

Занятия по развитию словотворчества

• Коммуникативные танцы и игры

Занятия, направленные на развитие общей моторики

• Упражнения, направленные на развитие мимики

• Упражнения, направленные на активизацию внимания и памяти

Логоритмика – это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Занятия логоритмикой проходят весело и увлекательно, что способствуют созданию позитивной атмосферы и мотивации ребенка.

Логоритмика основана на подражании. Взрослый показывает упражнение, а ребенок повторяет.

• Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду, различные предметы, которые доставляют малышу радость, сделают занятия более интересными.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Это совершенствует умственные способности ребенка.

Логоритмика регулирует психоэмоциональное состояние детей. Легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.

• Вовремя подвижных игр у детей активируется центр речи, что положительно влияет на развитие способности к чтению и письму.

В марте 2024 г. в МКОУ ООШ №6 был проведен мастер класс с родителями и детьми старшей группы «Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач».

Цель проведения такого занятия :

- Формирование компетенции родителей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.

Моей задачей было :

- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, раскрыть содержание упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих речевому развитию, развити. Чувства ритма и музыкальности детей.

- Убедить родителей в важности и целесообразности применения логоритмики для речевого, оздоровительного и музыкального развития дошкольников.

Ожидаемые результаты:

- У родителей сформированы представления об особенностях использования музыкальных логоритмических упражнений, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста;

- Родителям даны практические рекомендации по использованию музыкальных логоритмических игр и упражнений, направленных на развитие речи дошкольников;

- Родителями получен опыт самостоятельного подбора и создания логоритмических игр и упражнений для развития речи детей.

Занятия логоритмикой проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю по 30 минут. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая логоритмика» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, профилактике либо коррекциии имеющихся речевых нарушений, овладению двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, способности преодолевать трудности и творчески себя проявлять.

На занятиях логоритмикой активно используются здоровьесберегающие технологии и элементы нейрогимнастики, игры для развития мелкой и крупной моторики с использованием нестандартного оборудования, интерактивные игры, ИКТ.

Каждое занятие имеет сюжетную основу и предполагает использование специального реквизита, а также музыкального сопровождения не только классических, народных или дидактических музыкальных произведений, но и современных популярных песен, что значительно повышает мотивацию воспитанников принимать активное участие в образовательной деятельности.

Регулярные занятия логоритмикой способствуют :

- Формированию двигательных умений и навыков, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве;

- Развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;

- Развитию чувства ритма, темпа, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- Умению расслабиться, снять напряжение;

- Воспитанию личностных качеств, уверенности в себе, решительности, чувства коллективизма.

Главной задачей в реализации занятий по логоритмике является преодоление функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем успешно социализироваться в школе.

Девиз логоритмики :

«Чтобы речь твоя звучала – двигаться начни сначала!»

Список используемой литературы:

1. Г. А. Волкова «Логоритмическая ритмика», Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 2002-272с.

2. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», изд. «СФЕРА» 2016г.

3. Н. В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду», изд.»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022г.

4. Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова «Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи», уч. -метод. пособие; Национальный Книжный Центр 2017г.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 12:07
+246Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика на музыкальных занятиях как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач» (включая файлы) размещена пользователем Флюра Хайрулина (УИ 2688523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД