Алексеева
Проект «Здоровьесберегающие технологии как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/с №6 "Олонхо кэскилэ" МР Горный улус с. Бердигестях
Воспитатель: Алексеева Саргылана Ивановна
Проект : «Здоровьесберегающие технологии как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Вид проекта : познавательный – оздоровительный, средней продолжительности.
Участнки проекта :
1. Воспитанники всех групп;
2. Педагоги;
3. Родители.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Тема моего самообразования совпадает с моим долгосрочным проектом, моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, является актуальной и необходимой. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в условиях распространяющегося нового вируса СOVID-2019, является необходимым условием работы не только физ инструкторов, но и педагогов, сохранение и укрепление здоровья детей это главная цель ДОУ в условиях ФГОС ДО. Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого подхода всех специалистов ДОУ. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения, поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Актуальность:
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Развитие социального партнёрства ДОУ и семьи способствует качественной работе в укреплении здоровья не только воспитанников, но и вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Здоровый, грамотно развитый и счастливый малыш – это цель каждого родителя и дошкольного учреждения
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка.
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой.
Цель: Формирование и развитие путей и механизмов социального партнерства с семьей при формировании привычки к здоровому образу жизни детей.
Задачи:
- Сохранять и стимулировать здоровье детей с помощью различных технологий : гимнастика для глаз, гимнастика для горла, для профилактики плоскостопия, коррекции осанки, дыхательные гимнастики и учить детей валеологии «Мин этим-сииним» ;
- В подвижных играх совершенствовать умение двигаться в пространстве, соразмерять движения, быть внимательным к партнёрам по игре;
- В дыхательных упражнениях проводить тренировку правильного носового дыхания, смыкания губ, укрепление мышц лица;
- Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
-Воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к здоровью;
Предполагаемый результат:
-Формировать привычку к здоровому образу жизни у дошкольников;
-Формировать осознанное отношение к своему здоровью;
-Развивать физические качества у детей;
-Расширить индивидуальный двигательный опыт в самостоятельной деятельности.
-Укрепление социального партнерства с семьями воспитанников
-развивать интерес и любовь к спорту.
-Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;
-Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
-Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»;
-Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников;.
1 этап: Подготовительный.
Разработка и проведение диагностики на выявление знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Работа с педагогами:
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
Подготовить консультацию для педагогов.
Младшая группа
-«Развитие физических качеств у детей»
-«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
Средняя группа
-«Использование дыхательной гимнастики»
-«Планирование и организация спортивных игр на прогулке».
-«Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО»
-«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Подготовительная группа
-«Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»
-«Физминутки и динамические паузы как малые формы активного отдыха»
-«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
-«Формирование здорового образа жизни в детском саду»
-Выступление на педагогическом совете (часе)
-Предоставление консультаций по данной теме:
-«Атрибуты к подвижным и спортивным играм»
-«Нетрадиционное физкультурное оборудование»
Форма работа с детьми:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры (игры предков)
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
- артикуляционная гимнастика.
-исследовательская деятельность
-Олонхо хамсаныылара
- показ презентаций «Зимние виды спорта», «Здоровый образ жизни», «Летние виды спорта», «Игры Манчаары»
2 этап: основной - реализация проекта.
Формировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми:
- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий);
- Физкультурные занятия 3 раза в неделю;
- Подвижные и спортивные игры: «Воробушки и автомобили», «Жмурки», «Лиса в курятнике», «Ловишки», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Трамвай», «У медведя во бору», «Цветные автомобили», «Добеги до флажка», «Кто быстрее?», «Самый ловкий».
Игры предков: «Былаатынан таьыйсыы», «Бетууктэьии», «Харах симсии», «Иэс баайсыы», «Кыыртаах кус», «Дул5аны тумнуу», «Муцха», «Хайах хостооьун», «Мохсо5оллоох саьыл», «Кулук керунуу», «Булчуттар уонна кустар», «Миэстэ былдьаьыыта», «Ат буолан курэхтэьии», «Ойбон уулааьын», «Еьес торбос».
самостоятельная двигательная активность детей;
- Спортивное развлечение «Веселые старты», спортивный праздник «Спортландия», «День защитника Отечества» (смотр стоевых, День здоровья «Здоровая семья-здоровый ребёнок», Развлечения «В гости к Байанаю духу леса», Спортивная викторина «Зимние олимпийские игры»,
Эстафета «Кто со спортом дружит- никогда не тужит», физкультурный досуг «Уруц Уоланнар» мы мальчики сильными и смелыми растем.
- Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков);
- Бодрящая гимнастика (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса);
- Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов);
- Зрительная гимнастика (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения, восприятия);
- Логоритмика (стихотворная ритмическая речь вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развивает речевой слух, речевую и двигательную память); - Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи);
- Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней);
- Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);
- Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки, колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают организм);
- Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение босиком по траве, песку и асфальту во время прогулок; ходьба по полу, массажным коврикам, по «дорожкам здоровья» в помещении; обливание ног контрастной водой; проветривание помещений;
- Соблюдение режима дня; режима двигательной активности;
- Правильное сбалансированное питание; витаминизация;
- Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении.
- Беседы (валеология) : «О режиме дома и в детском саду»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!». «Зелёная аптечка- лекарственные растения»
Работа с родителями.
Форма работы с родителями:
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Чтобы вырастить нравственно и физически здоровое поколение, необходимы совместные усилия детского сада и семьи, направленные на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. В целях повышения педагогической культуры родителей и включения их в воспитательно-образовательный процесс предложено :
-Буклеты «Профилактика плоскостопия», «Дыхательная гимнастика - возможная профилактика простудных заболеваний!»
-Консультации «Физическая культура в детском саду», «Физкультура дома», «На зарядку всей семьей»
-Стен- газета «Утренняя гимнастика», «В здоровом теле здоровый дух», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Профилактика плоскостопия»
-Фотовыставка «Мы за ЗОЖ»
-Пособии, поделки для валеологии
- Исследовательская деятельность на тему: «Моя первая энциклопедия про ЗОЖ» (Педагог +Ребёнок+ Родитель)
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для основных упражнений (платочки, султанчики, массажных дорожек, провести акцию –мелкие игрушки как средство профилактики
-Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования из бросового материала (штанги, серсо, гантели, скакалки, настольный футбол, бильбоке и др)
3 этап: Обобщающий.
-Обобщение результатов работы, анализ и выводы по реализации проекта.
-Презентация проекта.
-Выступление на педсовете.
-Публикация работ на интернет сайтах, СМИ
-Организации выставки изготовление нетрадиционного спортивного оборудования из бросового материала
-Методические рекомендации для педагогов и родителей.
Использованная литература:
1. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009 .
3. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .
4. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. - М. : Школьная Пресса, 2008.
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009