Марина Катакова
Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление итоговой практико-значимой работы: «Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в своей возрастной группе».
Предшествующая работа:
-изучение современных оздоровительных технологий;
-диагностика знаний воспитанников о здоровом образе жизни;
-анкетирование родителей;
-подбор наглядной информации для родителей о здоровом образе жизни;
-организация выставки семейных рисунков «Спорт вместо наркотиков»
Публикация «Проект „Здоровая семья — здоровый ребенок!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Условия и ресурсы реализации проекта. Присутствие и желание родителей участвовать в спортивном мероприятии. Наличие спортивного зала в ДОУ и наличие спортивного оборудования.
Участники проекта : педагоги, дети и их родители.
Ожидаемые результаты проекта :
-разработка инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи;
-обобщение опыта работы ДОУ по оздоровлению дошкольников;
-участие педагогов дошкольного учреждения в конкурсах инновационных проектов;
-создание аналитического выпуска газеты детского сада «Здоровячок».
Актуальность проблемы: С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребёнка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. Не смотря на то, что словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» стали привычными в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов этой актуальной проблеме по-прежнему придаётся особое значение. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в детском саду.
Большое внимание уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Взаимодействие ДОУ и семьи – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместная работа строится на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье.
Но при этом существует проблема незаинтересованности родителей в организации двигательной деятельности детей. При изучении данной проблемы становится ясно, что это происходит из- за: неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми; недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста; нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель проекта : Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни, которую было решено осуществлять в рамках проекта «Здоровая семья – здоровый ребенок!».
Задачи:
Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей группы.
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Заинтересованность родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Познакомить родителей с формами и методами работы нашего МБДОУ по полноценному физическому развитию детей.
Познакомить родителей с методами обучения ребёнка двигательной активности, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
Помочь родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.
Активизация педагогического коллектива и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников;
Создание оптимального режима дня, обеспечивающего комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие;
Привлечение внимания общества к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Этапы проекта
1 этап – диагностический: включает в себя анализ показателей физического развития детей. Анкетирование родителей.
2 этап - организационный: включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по физическому развитию.
3 этап - практический: этот этап строится на основе использования методик по охране и укреплению здоровья, ориентируясь на знания и личный опыт детей и родителей.
Работа с родителями.
I этап: Диагностическое направление.
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей (два раза в год) :
1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей.
2. Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ.
3. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.
4. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физическому развитию.
5. Анкетирование родителей. С помощью комплекса диагностических методик (анкетирование, наблюдение, интервью, выявляется характер эмоциональных отношений в системе родитель-ребёнок, взаимоотношений членов семьи и отношение родителей к здоровому образу жизни.
II. этап - Организационный:
-анкетирование родителей на тему «Физкультура и семейное воспитание» (Приложение 1);
-в каждой группе, исходя из возрастных особенностей дошкольников, оформление материалов «Двигательные умения и навыки;
-беседы с родителями, с целью ознакомления с содержанием и особенностью совместного с детьми спортивного мероприятия;
-посещение родителями режимных моментов оздоровительного характера : утренней гимнастики, занятия по физической культуре, спортивного развлечения, прогулки (спортивные и подвижные игры).
Организационный этап : включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по физическому развитию. Внедрение здорово-сберегающих методик в педагогический процесс. Тесное сотрудничество и взаимодействие медицинского, педагогического персонала и родителей.
Направления работы во II этапе: Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала :
1. Рациональная организация двигательной деятельности детей.
2. Познавательная деятельность. Взаимосвязь с другими видами деятельности.
3. Оздоровительно–профилактическое направление. Создание перспективно тематического плана работы с детьми и родителями.
4. Система закаливания.
5. Комплекс психологических мероприятий.
6. Организация системы физкультурных занятий с родителями и детьми (игровых, традиционных, интегрированных, начиная со средней группы.
7. Работа с родителями.
III этап – Практический. Проведение работы по осмыслению, осознанию и анализу полученного опыта всеми участниками. Составление плана мероприятий Дня здоровой семьи, который предусматривает участие детей всех возрастных групп, их родителей и педагогического коллектива ДОУ (Приложение 2,3).
Решение задач на этом этапе, шло через ежедневную работу:
физкультурные занятия в зале и одно на улице;
профилактическая гимнастика (утренняя, дыхательная,
профилактическая гимнастика (самомассаж);
корригирующая гимнастика, улучшение осанки, коррекция
плоскостопия, глазная гимнастика) с детьми;
гимнастика пробуждения, «дорожка здоровья»;
воздушное контрастное закаливание;
самостоятельная двигательная активность;
музыкальные занятия;
динамические паузы;
физкультминутки;
логоритмика;
пальчиковые игры,
артикуляционная гимнастика;
праздники, развлечения, досуги;
гигиена, режим;
подбор мебели согласно росту;
проветривание помещения, прогулка на воздухе в любое время года;
соблюдение теплового режима;
щадящий режим в адаптационных группах;
Наиболее распространёнными формами работы инструктора по физической культуре с семьями воспитанников являются дни здоровья, спортивные досуги, консультации, беседы.
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы. Подтверждением этого служат следующие факторы:
- совместная с детьми двигательная деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению в общении «педагог – родитель»,
- родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения в области физического воспитания ребёнка,
- родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания,
- в процессе таких занятий устанавливается эмоционально-тактильный контакт между родителем и ребёнком.
Взаимодействие детского сада и семьи :
- анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа;
- наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки и др);
- встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст. медсестрой и др.) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу;
- совместные мероприятия – спортивные праздники, участие в соревнованиях
План работы с родителями по здоровьесберегающим технологиям в проекте «Здоровая семья — здоровый ребенок!»
1. сентябрь. Проведение родительского собрания «Современные здоровьесберегающие технологии» анкетирование родителей – «Здоровье вашей семьи».
Выявить участие родителей в оздоровление детей в своей семье. Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.
2. октябрь. Создание информационного стенда «Это доступно каждому»
Пропаганда здорового образа жизни. Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с
3. ноябрь. Проведение практикума «Использование новых методов и приемов (музыка + дыхание + мотивация). Советы родителям: «Мне надо много двигаться»
Познакомить родителей с методами обучения ребёнка двигательной активности.
4. декабрь. Рисование рисунков на стенд газеты – презентации «Как я занимаюсь спортом» Совместная работа родителей и детей.
Развивать творческие способности, воспитывать трудолюбие. Объединение родите лей и детей общим делом.
5. февраль. Спортивный праздник «Вместе с папой я герой». Способствовать формированию общей двигательной активности, и развитию духа соревнования в группе.
6. март. Проведение семинара "Создание условий для сохранения и поддержания здоровья дошкольников в ДОУ и семье с учетом нетрадиционности", на котором родители, педагоги смогут обменяться мнениями и опытом по внедрению новых технологий в образовательных областях "Физическое развитие", "Здоровье", "Безопасность"
7. апрель. Советы родителям: «Дети наше повторение». Работа над своими ошибками. Пропагандировать ЗОЖ, познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки. Предложить комплексы упражнений, интересные подвижные игры.
8. май. В течение учебного года проводятся выставки рисунков и фотографий на тему: "Как мы проводим выходные".
Памятка для родителей: «Режим будущего школьника» Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника.»
Заключение. Первые и главные воспитатели в жизни ребёнка – родители, поэтому большая часть ответственности за его здоровье лежит на их плечах. Задача взрослых – с ранних лет формировать у ребёнка понимание значимости здоровья и умения бережно к нему относиться. Родители должны понимать необходимость физического воспитания детей, о роли движения, его исключительном значении для физического, интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни, интерес к активному отдыху. Они получают необходимые знания и положительный социальный опыт сохранения здоровья. Помимо этого, дети учатся продуктивному взаимодействию друг с другом, а главное – бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких людей. Педагогический коллектив сохраняет традиции детского сада в проведении Дней здоровой семьи и других семейных праздников, которые активно поддерживают и родители воспитанников ДОУ. Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем. Самое большое богатство человека – это здоровье. Берегите и цените его и будете богаты.
Список литературы:
1. Журнал Справочник старшего воспитателя № 5 / 2010 г. ,
2. Журнал Справочник старшего воспитателя № 8 / 2011 г.
3. Сборник материалов «Социальное партнёрство детского сада с родителями», Т. В. Цветкова, М. : ТЦ Сфера, 2013 г.