Прохорова Наталья Юрьевна
Проект «Юный гражданин»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области»
Проект «Юный гражданин»
средняя группа «Снежинка» 4-5 лет
воспитатели Ларичкина Л. А
Прохорова Н. Ю.
2015 – 2016 г
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Тема «Юный гражданин»
Тип: краткосрочный, познавательный, информационно – творческий.
Публикация «Проект „Юный гражданин“» размещена в разделах
Срок реализации: 1 декабря – 1 марта
Участники: воспитатели, дети, родители
Актуальность:
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Формировать представления о малой Родине, ее значении в жизни каждого человека.
Задачи:
Познавательные: Расширить знания о родном городе, познакомить с символикой города. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Углубить представления о родной стране в процессе ознакомления с родным городом.
Показать красоту родного города и страны, приобщить к ее истории.
Познакомить с достопримечательностями родного города, природой родного края. Закрепить знания о государственных праздниках 23 февраля, 8 марта. 12 апреля, 9 мая. 12 июня.
Знакомить с русской культурой – сказки, потешки, народные игры, народно-прикладное искусство.
Познакомить с русским народным костюмом.
Формировать первичные представления о родном городе, стране, народе, умение восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.
Речевые: Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, развивать умение свободно мыслить, фантазировать.
Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни страны и малой родины в частности. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Привлечь родителей к созданию и изготовления герба группы совместно с детьми
Совместно с родителями сделать картотеку русских народных игр.
Предполагаемые результаты:
- знают домашний адрес, название родного города и столицы страны, могут рассказывать о своем родном городе.
- с удовольствием рассказывают о семье, семейном быте, традициях
- знают русские народные сказки, игры
- знакомы с русским национальным костюмом, могут отличить его от других.
- активно участвуют в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- могут рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.).
- проявляют желание участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, в посильном труде по уходу за ними; делятся своими познаниями о живом и не живом,
не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
- экскурсия в музей города совместно с родителями
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Подготовительный:
- анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
- определение актуальности и значимости проекта
- постановка целей
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин по теме
- организация предметно-развивающей среды в группе.
- доведение до сведения родителей о проекта и вовлечение в процесс подготовки и реализации
Основной :
- беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
Заключительный:
-награждение победителей конкурсов детей и родителей благодарственными письмами на итоговом родительском собрании
-анализ результатов проектной деятельности.
-обобщение опыта на педсовете ДОУ
Работа с родителями:
- анкетирование
- консультации
- изготовление альбомов по тематике
- совместная деятельность детей и родителей
Основной этап
дата Содержание работы Цель Участники
1.12 – 11.12
- Анкетирование детей по теме нравственно-патриотической направленности.
- Анкетирование родителей
- Определение актуальности и значимости проекта
- постановка целей
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы
репродукции картин по теме
- доведение до сведения родителей о подготовке проекта и вовлечение в процесс подготовки и реализации
- подготовка консультаций, памяток для родителей по духовно-нравственному воспитанию Выявить знания детей и родителей о своей малой родине, Родине в целом.
Выяснить отношение родителей к патриотическому воспитанию детей
Воспитатели
Дети
Родители
14.12 «Детский сад наш так хорош, лучше сада не найдешь».
Беседы:«Что такое детский сад?», «Праздники в детском саду», «Что есть в нашей группе?» «О важности труда всех людей, работающих в детском саду»
Чтение стихов о детском саде. Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду и трудовых процессах, выполняемых каждым из них. Формировать привычку обращаться к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада. Формировать первичные представления и положительное отношение к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму: Воспитывать уважение к сотрудникам и их труду. Воспитатель
Дети
15.12
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Закреплять умение воспроизводить в игре полученные знания. Развивать сюжет, опираясь на сведения об окружающем мире. Развивать речь, умение находить общий язык со сверстниками. Воспитывать доброжелательные отношения между партнерами по игре Воспитатель
Дети
16.12 Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке. Воспитатели
Дети
17.12 Придумывание и рисование герба группы
Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба. Воспитывать уважительное отношение к символике своей группы. Дети
Родители
С 23.12
по 31.12
25.12 Новый год у ворот
Беседа «Любимый праздник», «Зимние забавы»
Новогодний праздник «Новоселье у Снеговика»
Выявить, что дети знают о любимом празднике всех взрослых и детей – Новом годе. Показать особенности подготовки к празднику - украшать помещение, улицы, ставить и наряжать ёлочку, дарить подарки загадывать желания, накрывать праздничный стол. Вспомнить о героях праздника – Дед Мороз и внучка Снегурочка. Воспитывать познавательный интерес к традиционным праздникам. Развивать наблюдательность, обогащать словарный запас детей. Воспитатели
Дети
29.12 Сюжетно-ролевая игра «Семья. Новый год»
Продолжать развивать умение у детей развивать сюжет игры, развивать диалогическую речь, воспитывать доброжелательные отношения между детьми, при распределении ролей Воспитатели
Дети
30.12 Загадки, песни, стихи о зиме. Беседа о встрече Нового года.
Рисование на тему «Новогоднее представление» Закрепить знания о празднике. Развивать умение фантазировать, воплощать свои фантазии на листе бумаги. Воспитывать интерес к народным и государственным праздникам Воспитатели
Дети
11.1 Моя семья
Беседа на тему: «Семейные традиции», д/и «Давайте познакомимся», «Какая моя мама», «Гдё ты живёшь?», «Как зовут тех кого ты любишь?»
Составление рассказов о семье.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи - братьях, сестер, бабушках, дедушках, папах, мамах, чем занимаются, сколько им лет, родственных связях членов семьи. Дать представление о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра) и др. Закрепить знание родственных отношений и называть своих ближайших родственников. Развивать уважительное отношение друг к другу. Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; Воспитатели
Дети
12.1 Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Воспитывать любовь и привязанность к родному дому, любовь к близким, чувство гордости за них осознание важности семьи для человека Воспитывать любовь и умение заботиться о родных Воспитатели
Дети
13.1 Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Способствовать развитию игры в семью, отражать в игре взаимоотношения членов семьи. Развивать умение вступать в диалог, развивать его. Воспитывать любовь и заботу к своим родным и близким Воспитатели
Дети
14.1 Чтение Потешка «Еду-еду к бабе, деду» М. Лермонтов «Спи младенец…» (отрывок из стихотворения «Казачья колыбельная) Е. Благинина «Посидим в тишине»
Нанайская сказка «Айога» Познакомить с литературными произведениям, сказками, в которых отражаются взаимоотношения членов семьи. Через чтение художественной литературы формировать чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней и своих близких. Воспитатели
Дети
15.1 Рассматривание семейных фотографий. Рисование по теме «Моя семья». Расширять представление детей о семье, читать стихи о мамах. Развивать потребность к проявлению заботы и внимания к родителям, бабушкам и дедушкам. вызвать желание рассказывать о них. Предложить нарисовать своих родителей и членов семьи. Воспитатели
Дети
18.1 Составление генеалогического древа семьи
Закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи (братьях, сестер, бабушках, дедушках, папах, мамах и т. д.) чем занимаются, сколько им лет, родственных связях членов семьи. Развивать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать любовь и привязанность к родному дому, чувство гордости за них. Дети
Родители
19.1
Мой любимый город
Беседа «Мой город, моя улица» Чтение стихов о Балашове. Беседы на темы: «Город и село», «Реки и озёра», «Улица где я живу». «Из чего построен дом»
Формировать элементарные представления о родном городе: много улиц, домов. Закрепить название города, улицы, где находится детский сад. Поощрять желание назвать улицу, на которой живут. Расширить знания детей о своей родной улице, почему она так называются ; уточнить по каким улицам идёт ребёнок в детский сад, показать почему необходимо выучить домашний адрес (улицу, номер дома, номер квартиры, этаж) ; закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице. Уточнить и систематизировать знания детей о названии жителей, познакомить с главными достопримечательностями города - музеями, памятник павшим воинам, Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к Балашову, желание сделать его красивее Воспитатели
Дети
20.1 Рассматривание фотографий городских улиц. Беседа об истории города, о людях, в честь которых названы улицы города.
Рисование «Дом, в котором ты живешь».
Уточнить и расширить знания о родном городе. Уточнить знание о названии города и реки.
Познакомить с достопримечательностями города. Вызвать чувство восхищения красотой родного города. Формировать уважение и любовь к малой родине. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
Формировать умение рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряда окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызвать желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Воспитатели
Дети
Родители
21.1 Пополнение фотографиями альбома «Мой родной Балашов»
Создание альбома «Город – село» Привлечь родителей к пополнению альбома «Мой родной Балашов» иллюстрациями и фотографиями города, реки, природы Балашовского края Дети
Родители
22.1 Аппликация
«Дома на нашей улице»
Формировать умение работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольцо, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызвать положительный эмоциональный отклик на созданное изображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Воспитатели
Дети
25.1 Конструирование «Мой город в будущем»
Предложить построить город будущего, как видят его дети. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования. Развивать фантазию, воображение. Способствовать игровому общению. Воспитатели
Дети
26.1 Беседа – игра «Путешествие по знакомым улицам».
Аппликация «Транспорт на улицах Балашова» Способствовать обогащению игры новыми решениями: рассказ о городе и его улицах. Уточнить представления детей о профессии шофера, о транспорте. Воспитывать интерес к своему городу, желание узнавать про него что-то новое. Воспитатели
Дети
27.1 Рисование «Плывет кораблик по речке по Хопру» Формировать умение создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников, разрезать по диагонали квадрат для паруса. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. Формировать самостоятельность в выборе цвета для композиции. Воспитывать любовь к родному краю. Воспитатели
Дети
28.1
Беседа «Откуда к нам хлеб пришел» рассматривание буклета.
Опыт «Наблюдение за прорастанием семян, появлением и ростом всходов пшеницы».
Познакомить с трудом хлебороба Закрепить знания детей о том, что хлеб – это одно из самых главных богатств России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу. Воспитатели
Дети
29.1
Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин» Расширить и закрепить знания о производстве хлеба. Продолжать формировать элементарные представления о профессии хлебороба, развивать умение использовать ролевую речь. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу и людям, которые его выращивают. Воспитатели
Дети
1.2
Русский национальный костюм
Пополнение альбома «Костюмы народов России» Расширить и обобщить знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках. Познакомить с костюмами народов России. Помочь понять, что Россия многонациональная страна, в ней проживают люди разных национальностей. Продолжать знакомить с русской национальной культурой. Воспитывать чувство восхищения талантом русского народа, гордость за свою Родину. Воспитывать любовь к Родине, вызвать чувство восхищения природой, талантом русского народа. Воспитатели
Дети
3.2
Калейдоскоп народных игр и развлечений
Слушание русских народных песен, частушек.
Русские народные игры.
Составление картотеки русских народных игр
Уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки - «Гуси – лебеди», «У медведя во бору». Расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках. Показать многообразие мест отдыха сейчас вместе с родителями - парки Дворцы культуры, детские и спортивные площадки театр, вызвать интерес и желание там побывать. Воспитывать познавательный интерес к окружающей жизни, любовь к родному городу. Привлечь родителей к составлению картотеки народных игр Воспитатели
Дети
Родители
4.2 Символ России - Русская береза
Беседа «Во поле березка стояла».
Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла» Познакомить с произведениями воспевающими красоту природы России, ее символ русскую березку. Воспитывать гордость и уважение к красоте родной природы желание беречь ее. Воспитатели
Дети
5.2 Рисование «Русская березка». Закрепить умение передавать свои впечатления от красоты русской природы в рисунке. Воспитатели
Дети
8.2 Символ России - Русская матрешка
Рисование «Украсим сарафаны матрешкам». Познакомить детей с историей возникновения русской игрушки. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству. Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Воспитатели
Дети
9.2 Слушание песен «Шесть матрешек»(муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова, «Матрешки»(муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой).
Аппликация «Разноцветные матрешки». Познакомить с музыкальными произведениями о матрешках, вызвать желание слушать песни, подпевать, танцевать.
Выразить свое впечатление в аппликации от красоты русской игрушки. Воспитывать гордость за талант русского народа
10.2
Народные промыслы - дымковская игрушка
Разукрашивание дымковских изделий
Рисование «Уточка» Воспитатели
Дети
11.2 Листая любимые книги
Русские народные сказки
Рисование «Козлята выбежали встречать свою маму на зеленый луг» Уточнить и систематизировать знания детей о главных персонажах русских народных сказок, напомнить о том, что сочинителем этих сказок стал талантливый русский народ. Продолжить знакомство с другими сказками, показав смелость, находчивость героев сказок. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, желание быть похожими на положительных героев. Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству. Воспитатели
Дети
12.2 Наши космонавты
Рисование на тему космоса совместно с родителями Формировать первичные представления о космосе. Рассказать о первом космонавте нашей страны. Воспитывать гордость за наших героев. И за страну в целом. Воспитатели
Дети
Родители
17.2 Наша армия родная
Рассматривание книга «Российская Армия» «Военная техника»
Рисование «Праздничный салют»? Воспитатели
Дети
18.2 Солдаты - защитники Отечества.
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Составление альбома «Защитники Отечества» совместно с родителями
Обобщить и систематизировать представление о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии - бегают, стреляют, прыгают с парашюта, как тренируют силу воли. Формировать представление о том, каким должен быть солдат: сильным, смелым, метким, быстрым, выносливым. Развивать речь, обогащать словарный запас. Знакомить с боевыми традициями нашего народа; Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, чувство гордости за армию, солдат, желание стать в её ряды Воспитатели
Дети
Родители
19.2 Досуг
«Папа – гордость моя» Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Способствовать психологическому сближения детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Развивать физические качества – быстроту, силу, выносливость, гибкость. Обеспечивать двигательную активность детей. Расширять представления о государственном празднике день Защитника Отечества. Воспитывать гордость за своих пап и любовь к родным. Воспитатели
Дети
Папы
24.2 Аппликация
«Летящие самолеты» Формировать умение правильно составлять изображении из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать Закреплять знание прямоугольной формы, учить плавно срезать его углы. Вызвать радость от созданной всеми вместе картины. Воспитывать чувство коллективизма при работе. Воспитатели
Дети
25.2 Наша Родина – Россия
Аппликация «Украшение домов к празднику» Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. Уточнить и закрепить представление детей о своей большой Родине – России. Показать многообразие животного и растительного мира страны, народов, проживающих в России, закрепить знания о русском национальном костюме - сарафан, кокошник, лента, косоворотка, тесьма. Развивать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за неё
26.2
Москва – главный город нашей страны
Чтение книги Б. Житкова «Что я видел».
"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).
"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).
Уточнить и закрепить представление детей о своей большой Родине – России, её столице – Москве, познакомить с главной достопримечательностью Москвы – Красной площадью. Показать многообразие животного и растительного мира страны, народов, проживающих в России Развивать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за неё Воспитатели
Дети
29.2 Подведение итогов проекта
Подготовка презентации Воспитатели
Пополнение предметно-развивающей среды:
- дополнили старыми и новыми фотографиями вида Балашова
альбом «Родной Балашов», «Саратов. Парк Победы»
- альбомы по городам-героям России – Москва, Санкт-Петербург, Волгоград
- альбом «Защитники Отечества», «Город – село»
- изготовили символику города Балашова, Саратова,
- государственную символику – флаг, герб, гимн, портрет президента.
- дидактическая игра «Чей герб?» «Символика России»
- альбом «Костюмы народов России», «Национальности России»
- пополнили материалами альбомы по народным промыслам, добавили альбом «Валдайские колокольчики»
- приобрели буклеты «Государственная символика», «Наша Родина – Россия»
- совместно с родителями сделали герб группы.
- картотека русских народных игр
- буклеты «Откуда, что берется? Хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб» «Как наши предки шили одежду»
Методическое обеспечение:
- Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников.
- Т. Г. Казакова Развивайте у дошкольников творчество
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
- Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет. Составитель В. В. Гербова.