Ирина Иванова
Проект «Юный финансист» для детей от 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Юный финансист»
для детей от 6 до 7 лет
Воспитатели: Иванова И. В.
"Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство» Бертольд Авербах
1 -этап – Целеполагание.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.
Публикация «Проект „Юный финансист“ для детей от 6 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Целью стратегии является создание основ для формирования финансовой грамотного поведения населения как необходимое условие повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Формирование финансовой грамотного поведения населения позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить свои риски и улучшить уровень благосостояния.
Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.
Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, участвуют в купле – продаже товара, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.
Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры, ведь в дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью и имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Любой детский сад расположен в одном районе с разными банками и магазинами, где установлены банкоматы. Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области.
Поэтому расширение и обогащение детей знаниями о профессиях банковских работников, их деятельности и профессиональных действиях должно положительно отразиться на формировании финансовой грамотности у дошкольников и их интересе к экономической стороне жизни людей.
Цель проекта : формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности по теме: «Юный финансист».
Задачи:
1. Определить уровень финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Разработать план мероприятий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность по теме «Юный финансист»
3. Провести работу по формированию финансовой грамотности дошкольников посредством реализации мероприятий проекта «Юный финансист»
4. Создать партнёрские взаимоотношения между участниками проекта. 5. Определить эффективность проделанной работы.
Участники дети, родители, воспитатели группы,
Вид проекта : познавательно - игровой
Продолжительность проекта : средней продолжительности
Предполагаемый результат проекта :
1. Повысится уровень сформированности основ финансовой грамотности.
2. Сформируются знания о трудовых действиях сотрудников банка.
3. Повысится интерес к сюжетно-ролевым играм экономической направленности
4. Будет значительно обогащена РППС по финансовой грамотности.
5. Созданы партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников. 6. Через игру у детей проявятся такие качества, как бережное отношение к труду взрослых, к продуктам труда, к деньгам,
2 этап - Подготовительный
Задачи: - Определить уровень финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести работу по мотивации участников образовательного процесса к совместной деятельности по проекту.
- Разработать план реализации проекта.
На подготовительном этапе была проведена диагностика по определению по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали: низкий уровень: 6 ч.
средний уровень: 3 ч.
высокий уровень: 0 ч.
Дети с низким уровнем развития не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова.
Дети средним уровнем развития имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеют достаточно представлений о деньгах, но не знают, что они хранятся в государственном банке.
Результаты анкетирования родителей показали, что родители имеют обобщенные представления о важности развития финансовой грамотности у старших дошкольников. Большинство родителей считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, считают, что эта тема детям не интересна, а некоторые ещё не думали об этом.
Для того, чтобы помочь родителям и детям в осознании важности финансовой грамотности провели работу по мотивированию участников образовательного процесса.
Для мотивации родителей использовались не только групповые беседы. Было проведено собрание, на котором родителей ознакомили с результатами мониторинга. Собрание проводилось в нетрадиционной форме. Родителям была продемонстрирована презентация, в содержание которой включили интервью с детьми, которая показала их желание узнать об основах экономической грамотности.
Родители пришли сами к выводу, что приобщить ребенка к финансовой грамотности надо с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу.
На этой встрече родители проявили желание принять участие в работе по тематике проекта, пополнить предметно-развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Банк».
Совместно с родителями проводилась работа по организации развивающей предметно - пространственной среды: в группе создали уголок «Юный Экономист» Создали компьютерные презентации «Знакомство дошкольников с профессиями банковских работников», «История возникновение денег». И т. д. Создали картотеку мультфильмов направленную на формирование финансовой грамотности. «Картотека экономических понятий», картотеку «Пословиц, поговорок, загадок». Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.
3 этап - Основной этап. Реализация проекта Задачи. Провести работу по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством мероприятий проектной деятельности по теме «Юный финансист» Основной этап разделен условно на три блока: - «Знакомство с работниками банка» - «Мы – работники банка» - «Игровой» :
1блок. «Знакомство с работники банка»
В данном блоке с детьми мы просмотрели презентации «Знакомство дошкольников с профессиями банковских работников» - дети узнали, что профессия банковского работника связанна с документами и деньгами. В презентации «Возникновение денег» узнали причину их рождения и появления, их предназначением. Через презентацию «Я - Банкир». - дети сделали вывод что, банкир – человек очень образованный, внимательный с хорошими знаниями математики.
Была проведена экскурсия родителей с детьми в банк. Во время проведения утреннего сбора дети обсуждали темы: «Как я побывал в банке», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Что такое деньги», Дети сами знакомили сверстников с найденной ими новой, полезной информацией.
Изготовили дидактические игры: «Что нужно для работы сотрудника банка?»- при помощи схем (алгоритм) получили знания о профессии работников банка, их орудия и трудовые действия. В игре «Школа банкиров» - в которой дети научились различать достоинства монет большего и меньшего наминала, закрепление элементарных знаний об экономике, активизация словаря – банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер. Через игру «Хочу и надо» - дети научились определять значимость и важность предмета, узнали что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные). В игре «Оплати товар» научились группировать купюры и монеты нужного наминала. Игры «Семейный бюджет»; «Доход и расход» - дали понятия, что такое доход и расходы семьи, виды доходов и расходов, из чего складывается бюджет семьи – зарплата, пенсия, стипендия. Через игру «Что быстрее купят» - научились устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. Игра «Путешествие денежки» - дала представление, что в каждой стране имеются свои денежные купюры. Д/и «Сложи картинку» (инкассаторская машина, банкомат) - закреплялись знания об орудие труда инкассатора, финансовые понятия.
Познакомили детей с пословицами, поговорками и загадками о деньгах, труде: с помощью этих простых изречений дети учатся ценить каждую копейку, заработанную честным трудом, формируются у детей правильное восприятие жизни. Были прочитаны сказки: «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», С. Михалков «Кем быть»,«Федорино горе», «Лисичка со скалочкой», «Кувшинчик и дудочка» - ребята знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги»,«бартер» Прочитав скаку К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» дети узнали о рациональном распределении денег.
С. Михайлов «Как старик корову продавал». «Барбоскины и реклама», формировали представление о профессии рекламного агента как о способе получения выгоды, дети усвоили экономические понятия как реклама, покупатели, продавцы, товар.
Через просмотр мультфильма «Азбуку финансов»«Уроки тетушки Совы» дети усвоили экономические понятия, правильное отношение к деньгам, как с ними обращаться: экономить, тратить, вкладывать. В мультфильме затронута важная тема: деньги не самоцель - гораздо важнее стать умными, счастливыми и самостоятельными членами общества.
П/игра по финансовой грамотности «Заработай и купи» показали детям принцип финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Продуктивная деятельность: дети изготовили методом оригами кошелек, нарисовали и вырезали монеты. Использовали их в игре на закрепления достоинство монет.
2 блок. - «Мы работники банка» Дети стали проявлять живой интерес к профессиям банковских работников и их деятельности. Первым шагом в этом блоке было создание условий для организации игры в банк. На начальных этапах перед игрой проводилась беседа, рассмотрели фотоматериалы о профессиях работников банка и их атрибутами. Играли с детьми в дидактическую игру «Назови профессию», Для знакомства с новыми профессиями играли в игру «Профессии работников банка». Совместно с детьми Занимались трудовой и художественной деятельностью изготовили способом оригами кошелек, рисовали и вырезали монеты, буклеты и рекламы. В процессе общения дети делились уже имеющимся опытом Составлялся план игровой деятельности. Чтобы сюжет получил свое развитие и дети смогли понять не только функциональные действия работников банка, но и овладеть финансовыми понятиями «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель» бюджет, труд, профессия, бартер, реклама» и т. д В начале воспитатель брала главную роль на себя, например, старшего кассира. Следующим шагом было научить детей ролевым взаимодействиям и ведению диалога. В процессе диалога ребята осваивали такие понятия, как - выбрать услугу, оплатить услугу, подать заявку, оплатить квитанцию, снять деньги с карточки, воспитывались такие качества, как умение выслушать друг друга. Расширяли первичные представления детей о банке и проводимых в нем операциях –оператор- кассир принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям.
Проигрывали отдельные сюжеты, включающие в себя ролевые диалоги: сюжет «Оператор – Клиент». «Оплата за квартиру», «Оплата за детский сад». «Я хочу открыть счет в вашем банке»,«Нам нужен кредит»Через проблемную ситуацию «Зачем нужна банковская карта?» - закрепили знания детей, где можно хранить деньги (наличный и безналичные деньги) Для закрепления знания детей о профессии и трудовых действий играли в д/и «Что нужно для работы сотрудника банка?». А при помощи игры «Путешествие денежки» - закрепили представление детей, о денежных знаках разных стран и России, Расширили активный словарь. Дети проявляли любознательность, исследовательские умения.
Следующим шагом было знакомство и проигрывание новых ролей «консультант» и «клиент банка». Обыграли с детьми сюжет «Работа консультанта», которая заключается во встреча клиентов на входе, интересуется какую операцию они хотят произвести, оказывает помощь, рекламирует услуги банка. «Клиент банка» - посещает банк, открывают вклады, оплачивают банковские счета. Д/игра «Банкомат» - с помощью данной игры сформировалось последовательность действий с банкоматом, вставлять карточку, набирать код, взять деньги. Так же совершенствовались навыки счета. В д/играх «Семейный бюджет»; «Доход и расход» - закрепили понятия, виды доходов и расходов, из чего складывается бюджет семьи. Настольно-печатная игра «Бизнес» раскрывает для детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.
Далее в игру вводилась роль консультанта. Рассмотрели альбом «Профессии работников банка» Расширяли знания о профессии консультант. Затем рассмотрели алгоритм действия рабочего дня консультанта и орудия труда. При помощи игра «Вежливые слова» совершенствовали умения правильно употреблять в речи вежливые слова, правильно выражать просьбу, воспитывали доброе вежливое отношение друг к другу. Игровая ситуация «Расскажите об услугах вашего банка», была направлена на умения рекламировать услуги банка. На закрепление основ финансовых понятий.
Далее в игру вводилась роль инкассатора. Рассмотрели альбом «Инкассатор»-закрепили знания о профессии инкассатор его обязанностях. Играли в дидактическую игру: «Режим дня», беседовала с детьми о здоровом образе жизни и т. д. который необходим людям этой ответственной профессии. Была проведена беседа с детьми и уточнены обязанности этой профессии - перевозят деньги, следят за банкоматами, загружает купюры. Играли в д/и «Сложи картинку» - где закрепляли знания об орудие труда инкассатора, умение составить целое из частей, объяснить, назначение. И о главной роли директора банка который организует работу, следит за соблюдением режима работы банка. Мы обсудили в теме «Каким должен быть управляющий» - закрепили качества личности директора банка. В ходе проведенной работы у детей обогатился экономический словарь, дети научились вести диалог Проявились такие качества, как доводить начатое дело до конца, честность, бережливость, отзывчивость, вежливость Проявился интерес к профессиям -быть в будущем работником банка.
3 блок. «Игровой» В этом блоке сюжетно-ролевая игра была направлена на социализацию детей в экономических процессах современного мира; знании о работе банка, на развития сюжетной линии и ролевых взаимодействий, а также сюжетосложения. Игровые умения позволяют детям развёртывать самостоятельную сюжетно-ролевую игру. Все полученные знания, игровые умения, ролевые взаимодействия дети могли реализовать в развитии сюжетных линий: «Туристическое агентство», «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская» Особое внимание уделялось закреплению финансовых понятий : «товар», «услуги», «деньги», «покупка», «потребитель» и т. При руководстве детской игровой деятельности, уделялось внимание в развитии у детей умений выполнять действия в соответствие с принятой на себя ролью и вести ролевые диалоги, в которых ребята использовали финансовые понятия; банк, безналичные деньги, деньги, карточка, купюра или банкнота, наличные деньги, перевод денег, сбережения. дешевый, дорогой, зарплата, пенсия, и т. д.
В процессе игровой деятельности у ребят сформировано представление о работе банка и его работниках.
4 Презентация.
Презентация проводилась в форме совместной деятельности квест-игры - дети и родители. В квест – игре использовались интеллектуальные вопросы по финансовой грамотности. Совместное игра имело огромное воспитательное значение: дети испытывали гордость за родителей, которые так много знают. Проведенное мероприятие способствовало гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с и родителями.
Так же продуктом проекта стал «лэпбук» способствующий формированию финансовой грамотности
Список литературы:
- Шатова, А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.
- Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
- Епанешникова Т. П. «Дошкольник в мире экономики» -СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Краснощекова Н. В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд. 8-е. -Ростов н / Д: Феникс, 2014г.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.
-Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
- УльеваЕ. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. -45 с.