Мария Гаврилина
Проект «Юный финансист» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их».
Мишель де Монтень
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
Роберт Кийосаки
Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования заключается в том, что присутствует необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, дорогих подарков. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Проект реализуется через применение STEAM – технологии в образовательной области «Математика», так как именно STEAM – технологии помогут развить у детей аналитическое мышление. Дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения основ экономического воспитания и индивидуально-психологических особенностей личности: ответственность, бережливость, сила воли. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Публикация «Проект „Юный финансист“ для дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проблема проекта : помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Тема проекта : «Юные финансисты».
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный проект.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 15.11.2021-19.11.2021.
Руководители проекта : воспитатель Гаврилина М. В., педагог-психолог Млечко А. В., учитель-логопед Круковская Т. В.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы «Неваляшки», родители.
Возраст детей: 6 лет.
Идея проекта : включить в образовательную деятельность детского сада работу по формированию финансовой грамотности участников образовательных отношений, в рамках внедрения в образовательную деятельность STEAM – технологии, так как это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром и сформирует у него реальное экономическое мышление.
Цель проекта : содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов через использование STEAM – технологии.
Задачи проекта :
1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развить интеллектуальные способности.
2. Объединить процессы обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность.
3. Формировать общую культуру личности детей.
4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в данном вопросе.
Образовательные задачи:
-дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
-обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, в соответствии с возрастом (труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга, деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата, бюджет, карманные деньги, сбережения, копилка, кошелек, покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгода, долг, займ);
-стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению и полезным тратам;
-положить начало формированию финансово-экономическому мышлению;
-способствовать формированию основ качеств по умению принятия самостоятельных решений;
-содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Развивающие задачи:
-развивать интерес в экспериментировании с предметами окружающего мира;
-развивать математические способности путем действий с геометрическими телами и фигурами;
-развивать пространственную ориентацию;
-развивать умение конструировать в различных ракурсах и проекциях.
Воспитательные задачи:
-побудить интерес к изучению мира экономики и финансов;
-воспитать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, предприимчивость, бережливость, ответственность и самоконтроль;
-воспитать бережное отношение ко всем видам собственности, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
-побудить к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Интеграция образовательных областей: что во что интегрируем?
• Познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие: взаимодействие детей друг с другом, выполнение совместных работ, направленных на интеллектуальное развитие, формирование первичных представлений о экономической системе страны.
• Познавательное развитие и речевое развитие: обогащение словарного запаса детей основными финансово-экономическими понятиями.
• Познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие: повышение интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие эмоциональной отзывчивости.
Ожидаемый результат:
1. Активное использование детьми в речевой деятельности основных экономических понятий и категорий, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознание и соизмерение своих потребностей и возможностей.
3. Получение представлений о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимание, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознание, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролирование ответственности за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка.
7. Понимание, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
8. Внедрение STEАM технологии в образовательный процесс поможет детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.
9. Благодаря STEАM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
1 этап Мотивационный.
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- сбор материала необходимого для реализации проекта;
- подбор необходимого оборудования: материал и атрибуты для дидактических игр, подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике, составление презентаций по теме проекта и прочее.
- организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
- составление плана основного этапа Проекта;
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- домашнее задание родителям, совместно с детьми сделать мини-музей по истории денег. Подбор необходимых пособий для практического обогащения проекта.