Ирина Медведева
Проект «Юные журналисты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структура проекта.
Тип проекта :
Долгосрочный, творческий.
Целевая группа проекта :
Дети старшей группы, родители.
Цель:
• содействие становлению культурной, творческой, социально-активной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
• формировать связную диалогическую и монологическую речь;
• развивать коммуникативные навыки и взаимодействие детей друг с другом, родителями и гостями детского сада;
Публикация «Проект „Юные журналисты“ в старшей группе» размещена в разделах
• расширять и активизировать словарный запас;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
• формировать умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
• формировать представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Актуальность:
В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Проблема:
У детей шестого года жизни часто встречаются определё нные нарушения в речевом развитии: нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи. Поэтому необходимо развивать у детей устную монологическую и диалогическую речь. Так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Условия реализации проекта :
• наличие профессионального фотоаппарата
• умение работать в программах по обработке видео
• заинтересованность всех участников проекта
• привлечение родителей к участию в проектной деятельности
• совместная подготовка к интервью детей и взрослых
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• На данном этапе была сформулирована тема проекта, цели и задачи.
Основной этап:
С целью повышения мотивации воспитанников к участию в проекте были проведены занятия, беседы, игры и упражнения. Это помогло сформировать у дошкольников начальные представления о профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии, а также научить их организовывать сюжетно- ролевые игры с этими атрибутами.
На первом этапе в роли журналистов выступали педагоги ДОО и задавали вопросы детям на различные темы, а воспитанники старались давать развернутые и содержательные ответы.
На втором этапе дошкольники учились брать интервью, состоящее из 2-3 вопросов, которые они задавали друг другу и педагогам детского сада.
На третьем этапе были организованы встречи с людьми разных профессий. Перед тем как взять интервью с воспитанниками проводилась предварительная беседа, обсуждались вопросы, которые можно задать взрослым, специалистам своего дела.
Заключительный этап:
Организованна экскурсия в редакцию газеты «Приокская правда», где дошкольники смогли задать вопросы работникам редакции, что и стало итогом работы. Впоследствии видеоматериалы были представлены на сайте детского сада.
Методы и приё мы работы с детьми:
• Экскурсии;
• Беседы;
• Просмотр видеофильмов, презентаций;
• Познавательное чтение;
• Сюжетно- ролевые, дидактические игры;
• Работа с родителями:
• Консультации;
• Составление рассказов о профессиях;
• Выставка рисунков.
Предполагаемый результат:
• Совершенствование связной монологической и диалогической речи детей;
• Развитие любознательности, наблюдательности;
• Развитие уверенности в себе;
• Развитие познавательного интереса детей;
• Повышение уровня знаний о людях разных профессий у детей.
Интеграция образовательных областей.
Познание
История создания газеты, книги, журнала. Знакомство с профессией журналист, оператор, редактор, профессиями, связанными с журналистикой. Познакомить с видео-, фото - аппаратурой, обращением с ней.
Конструирование - изготовление «Видеокамеры» из конструктора «Лего». Коммуникация
Составление статей на тему: «Погода», «А у нас в саду», «Меню», «Самое яркое событие дня», «Герой дня», «Моя любимая сказка», проведение опроса «Моя любимая игрушка», «Самое яркое событие недели?» (что запомнилось, «Самый чуткий и внимательный», «Мое любимое блюдо», «Самое необычное блюдо какое я пробовал», «Кем быть?»
Скороговорки, поговорки о журналах, книгах и т. д.
Чтение художественной литературы
Выписки из детских познавательных журналах : «История игрушек», «Моё», «Некондиционный заяц», «Самые знаменитые в мире игрушки», «Мечта и фантазия», «Можно ли работать Бабой-Ягой», «Кем быть?», «Кем работает циркач?», «Самая удивительная работа», Рассказ «Чиж и Ёж», Журнал «Познавайка», А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»,Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Журналисты». Игровые действия: редакционная коллегия; изготовление макета журнала; распределение заданий и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков; составление журнала; берем интервью у сотрудников детского сада.
Театральные игры: «Одно и тоже по разному», «Сказку ты дружок послушай и сыграй», «Кто из нас самый наблюдательный?».
Дидактические игры: «Собери кубики», «Кто что делает?»,
Пальчиковые игры: «Путешественники», «Часы», «Встреча», «Здравствуй, ручка», «Здравствуй пальчик», «Солнышко и дождик», «Пальчики рисуют», «Суп», «Алфавит».
Физическая культура
Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика» : «Мы дружные», «профессии», «Герои сказок», «Добрые слова», «Мои друзья»; Детское радио- «Утренняя гимнастика»(элемент СМИ).
Физкультурное занятие с элементами эстафеты «Ловкий корреспондент».
Физкультминутка: «Мы писали».
Подвижные игры: «Гуси-Лебеди», «Вышибалы», «Горелки», «Удочка», «Хитрая Лиса», «Золотые ворота». Игра мал. подв. : «Письмо», «Чей голос?», «Тише едешь, дальше будешь». Художественное творчество
Рисование: «Погода» (статья о погоде, Приглашения на интервью сотрудникам детского сада, оформление журнала, статей «Моя любимая сказка», «Моя любимая игрушка».
Музыка
Мультфильм «Смешарики» серия «», Б. Хитрук «Фильм! Фильм! Фильм», «Мурзилка на спутнике» 1960 г, Документальные фильмы о СМИ: «Московская типография», «Выпуск телепередачи «Галилео»- «современная типография».
Здоровье
Сон без маечек; «тропа здоровья»; босохождение; беседа «Гигиенические процедуры перед и после сна и их пользе для здоровья».
Обширное умывание после сна, Контрастное обтирание, ходьба по мокрым дорожкам, воздушные ванны, гимнастика для глаз «Солнечный зайчик», «Муха», «Далеко - близко».
Пальчиковые игры: «Путешественники», «Часы», «Встреча», «Здравствуй, ручка», «Здравствуй пальчик», «Солнышко и дождик», «Пальчики рисуют», «Суп», «Алфавит».
Труд
Знакомство с профессией журналист, и их трудом. Подержание порядка в группе, в своих рабочих зонах, «компьютерных кабинетах». Выполнение обязанностей дежурного по столовой, сервировка стола. Беседа об аккуратном и бережном отношении к своей одежде, игровому оборудовании (компьютеры, ноутбуки, фото -, видео - техника, и т. д.) Безопасность
Правила обращения с видео -, фото - оборудованием, техника безопасности. Беседы «Компьютер и безопасность», «Как правильно и безопасно пользоваться фотоаппаратом?».
«Правила безопасного поведения в кухне во время проведения интервью «Повар», «Правила безопасного поведения в медкабинете во время проведения интервью «Медсестра».
В ходе проекта мы воплотили план, через содержание которого решали поставленные задачи.
1. Беседа «Зачем нужна речь?" Дать представление о важности грамотной правильной речи. Развивать культуру речи, умение выразить собственное мнение. Воспитывать умение слушать другого.
2. Ознакомление с трудом взрослых, трудом журналиста (загадки, картины).
Уточнить знания о профессиях, закреплять знания. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать желание трудится приносить пользу.
3. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» (словесные игры).
Закрепить знание о профессиях, инструментах для работы. Умение образовывать новые словесные образы, действия. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать выдержку, спокойствие.
4. Экскурсия по детскому саду «Путешествие».
Познакомить со средой детского сада. Развивать умение ориентироваться в детском саду, наблюдательность. Воспитывать культуру поведения, вежливость.
5. Составление совместного рассказа по картинке.
Уметь составлять описательный рассказ по картине. Развивать умение анализировать, пересказывать по графическому плану. Воспитывать внимание.
6. Познакомить с терминами: журналист, газета, интервью, профессия. Беседа о профессии журналиста. Объяснить значение терминов. Расширять знание детей. Воспитывать интерес к журналистике.
7. Рассказ о преимуществе общения людей друг с другом. Учить отвечать на заданный вопрос. Развивать умение логически заканчивать предложение. Воспитывать умение слушать, слышать.
8. Как мы боремся с трудностями (совместный рисунок).
Показать, как дети растут, развиваются. Развивать самооценку. Учить не бояться трудностей, ошибок.
9. Познакомить с понятием «диалог», «монолог», «косвенная речь». Чтение диалога Н. Сладкова «Белка и медведь». Драматизация диалога. Учить пересказывать по ролям. Развивать диалогическую речь. Воспитывать внимание, артистизм.
10. Чтение диалога Н. Сладкова «Ласточка, ласточка». Драматизация диалога.
Продолжать знакомить с понятием «диалог», «монолог», продолжать учить пересказ по ролям. Развивать память, умение передавать услышанное с максимальной похожестью, переводя в косвенную речь. Воспитывать умение слушать.
11. Чтение диалога Н. Сладкова «Лисица и еж». Драматизация. Продолжать знакомить детей с понятием «диалог». Развивать умение пересказывать с переводом в косвенную речь. Воспитывать желание вести диалог.
12. Игра «Интервью»
Тема: "Наши игрушки». Учить брать интервью у сверстников, задавая вопрос. Развивать речевые навыки. Воспитывать внимание к собеседнику, культуру речи.
13. Встреча с журналистом местной газеты.
Разработка содержания уголка журналиста. Продолжать знакомить с профессией, учить задавать вопросы по схеме интервью. Развивать мышление, способность открытого общения. Воспитывать инициативность.
14. Чтение и пересказ диалога Н. Сладкова «Сорока и заяц». Драматизация.
Продолжать знакомить детей с понятиями «диалог», «монолог». Развивать навыки общения, выразительности речи. Воспитывать возможность самовыражения.
15. Режиссерская игра в действии: «Мы – журналисты».
Взятие интервью у работников детского сада. Учить связывать диалогическую речь. Развитие коллективных и личностных взаимодействий. Воспитывать самостоятельность.
16. Дидактическая игра «Эмоции и чувства».
Расширить знания об эмоциях, чертах характера людей. Развивать эмоционально чувственную сферу ребенка мира. Тренировать внимание, память, мышление. Способствовать развитию и пониманию эмоций у себя и других людей.
17. Задание, командировки (детский сад, родители, воспитанники ДОУ из других групп).
Продолжить учить брать интервью. Развивать интеллектуальные процессы и коммуникативные умения. Воспитывать самостоятельность.
18. Отчет: Выпуск газеты с репортажем и рисунками. Праздник вручения удостоверений юного журналиста.
19. Видеоролик на сайте детского сада «Юные журналисты».