Майя Агафонкина
Конспект занятия в рамках проекта «Юные метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить знания детей о погодных явлениях и их роли в жизни человека
Задачи:
закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод, расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии; упражнять детей в работе с приборами: термометром, барометром, флюгером (ветряными рукавом с лентами);
Публикация «Конспект занятия в рамках проекта „Юные метеорологи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Темочки
помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
прививать интерес к исследовательской работе
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Предшествующая работа:
Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.
Развивающая среда:
Термометр, барометр (самодельный, флюгер, дневник наблюдений, календарь погоды, барометр самодельный (еловая шишка).
Ход.
Воспитатель: Ребята, послушайте четверостишье и закончите:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Дети: Жди метели.
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Дети: Значит, ясно будет днем.
Воспитатель: А какие приметы вы ещё знаете?
Дети:
Красное солнце на закате – к ветру.
Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
Снег хрустит – к морозу.
Когда дым поднимается столбом – к морозной погоде…
Воспитатель: Ребята, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О погоде.
Воспитатель: У нас в детском саду строится метеоплощадка, и мы с вами учимся прогнозировать погоду. А скажите мне, ребята, для чего и для кого нужен этот прогноз?
Дети: Для нас, чтобы знать, как одеться в детский сад, можно ли будет лепить снежки или снежную бабу… Нужен прогноз для шоферов, им важно, будет ли гололёд или заносы на дорогах; для лётчиков, пилотов (будет сегодня ясное небо или тучи, пурга будут мешать полёту); дорожным службам (если на дорогах гололёд, то дорожки надо посыпать песком, если дороги замело снегом – надо расчистить их).
Воспитатель: А как называются люди, которые прогнозируют погоду?
Дети: Метеорологи.
Воспитатель: Вот и мы с вами побудем сегодня юными метеорологами.
Приступим к работе. Согласны? Давайте, посмотрим в окно!
Какая сегодня погода? (возможные ответы ребят) (ясная – пасмурная,
Оттепель – холодная, морозная, сухая – влажная,
Идёт снег или нет, ветреная – безветренная.
Почему? Как догадались?
Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз.
ЗАДАНИЕ 1.
Воспитатель: Назовите, какое сегодня число, месяц, день?
(А, например, Ваня отметит это в календаре наблюдений)
ЗАДАНИЕ 2.
Воспитатель: Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? (термометр). Смотрим в окно.
Воспитатель: Посмотрим, сколько градусов показывает термометр? (сначала надо найти отметку 0С, а потом посчитать от нуля деления до красного столбика).
(Маша отмечает температуру воздуха).
ЗАДАНИЕ 3. (выполняется на улице)
Определяем влажность.
Дети: С помощью гигрометра (сосновой шишки) мы можем определить влажность воздуха. Во влажную погоду шишка закрывается, а в сухую – раскрывается. Сегодня шишка подсказывает нам, что погода сухая, морозная.
ЗАДАНИЕ 4. (выполняется на улице)
Воспитатель: Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер, если ветер южный, то, возможно, он принесёт потепление, а если северный - похолодание). Смотрим в окно.
Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как определили? (посмотрим на рукав, флюгер, вертушки на улицу).
Воспитатель: С помощью какого прибора можно узнать, откуда дует ветер? (флюгера)
Воспитатель: Какой сегодня ветер? ( возможные варианты: северный, южный, западный, восточный)Давайте отметим все о ветре.
Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:
Физкультминутка «Снег–снежок»
Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег–снежок,
Снег–снежок,Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок,
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)
Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)
Но тепло во дворе,
(Хлопают в ладоши)
Не замерзли ушки.
(Потирают ладонями уши)
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).
В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).
ЗАДАНИЕ 4. (выполняется на улице)
Воспитатель: Ребята давайте вспомним что такое осадки?
Дети: Это снег, дождь, град, изморось, ледяная крупа…
Воспитатель: А почему эти явления мы называем осадки? (все они осаждаются на землю)
Воспитатель: С помощью чего можно узнать, сколько выпало осадков? (осадкомера).
Вместе с детьми рассматриваем содержимое ёмкости и определяем, сколько осадков выпало за день.
Теперь, уважаемые метеорологи, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.
Какая сегодня погода?
Дети: Сегодня 19 декабря, в четверг погода ясная, сухая, морозная. Температура воздуха 4С мороза, ветер слабый, северный и, вероятно, потепление не ожидается.
Воспитатель: Ребята вы-молодцы. Вы научились определять погоду и теперь по праву можете называться Юными метеорологами.
ФОТООТЧЁТ