Екатерина Халтурина
Экологический проект «Юные метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи»
Разработала: воспитатель Халтурина Е. В.
МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода
Актуальность:
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Публикация «Экологический проект „Юные метеорологи“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.
Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Возраст участников: 5 – 6 лет
Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года
I этап – постановка проблемы
Проблема:
Детская: Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос: «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»
Педагогическая: У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель:
Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.
2. Познакомить с профессией метеоролога.
3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
II этап - сбор копилок
Совместно с детьми было собрано несколько копилок.
Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог», а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.
Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература: «Погода и климат. Серия: «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.
Также были подобраны познавательные презентации для детей: «Явления природы», «Что такое погода?», «Почему идет дождь» и др.
Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.
Также дети узнали о профессии «метеоролог» и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.
Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»
Что мы знаем о погоде?
Погода бывает разной.
(Данил)
Про погоду говорят по телевизору (Арсений)
Летом теплее, чем зимой.
(Егор)
Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)
В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице
(Иван)
Ветер дует (Алина)
Ветер бывает холодный и теплый (Алена)
Ветер гонит облака (Рома)
Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)
Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)
Что хотим узнать о погоде?
Что такое погода?
(Кирилл)
Что такое прогноз погоды? (Надя)
Кто составляет прогноз погоды? (Настя)
Как действует термометр?
(Леша)
Почему дует ветер?
(Саша)
Какие бывают ветра?
(Алена)
Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)
Откуда берутся облака?
(Максим)
Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)
Как узнать?
Спросить у воспитателя
(Максим)
Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)
Посмотреть телевизор (Сергей)
Спросить у родителей (Егор)
Прочитать в книге (Алеша)
Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников: «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»
В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.
Далее вместе с ребятами мы начали собирать копилку изображений природных явлений и метеоприборов.
Вторая копилка - изображений природных явлений.
Третья копилка – копилка изображений метеоприборов, с помощью которых можно определять погоду: термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд, метеоСпутник.
Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях.
Метеоролог – это специалист, который работает на метеорологической станции, осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.
Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях:
- для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;
- для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам);
- в судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов);
- в градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома);
- простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.
Работа метеоролога не проста, осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.). Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.
III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)
На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.
На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам:
1. По сезонам
2. Водные природные явления
3. Воздушные природные явления
4. Природные явления, происходящие на земле:
5. Необычные природные явления
IV этап – создание модели
Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Было решено создать модель детской метеостанции. Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки». Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :
- показание температуры воздуха;
- сила и направление ветра;
- наличие осадков;
- состояние неба и солнца;
- влажность воздуха.
Модель метеостанции.
Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.
Были приобретены и изготовлены:
- термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,
- флюгер для определения силы и направления ветра,
- барометр (из банки) для определения атмосферного давления
- гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,
- дождемер для определения количества выпавших осадков,
- измеритель глубины снега.
Наша метеостанция
В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков»)
Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем:
– подсчитать, каких дней в месяце было больше: ясных, с осадками или ветреных?
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель?
- в каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.
Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.
Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности: дети играли в «путешественников», «спасателей» или «летчиков», которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.
Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания, а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.
V этап – презентация проекта
- для детей старших и подготовительных групп детского сада,
- для педагогов детского сада
- для родителей
VI этап – постановка новой проблемы
Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся: животные, птицы, насекомые, и растения.
В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали: если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?
Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта.