Елена Лузина
Проект «Юные исследователи природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Юные исследователи природы»
Департамент по образованию,
культуре, молодежи и спорту администрации города Ишима
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад № 5 «Ёлочка»
(МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка»)
познавательный проект
Коллектив детей старшей группы
Руководитель проекта : Лузина Елена Николаевна,
воспитатель высшей категории
Ишим 2015
Публикация «Проект „Юные исследователи природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Оглавление
Введение…. 3
Информация об участниках проекта….4
Краткое описание проекта…. 5
Выход на проблему и выбор темы….7
Что мы узнали из бесед со взрослыми и книг. …. 8
Что мы узнали из компьютера…. 9
Работа кружка «Юный натуралист»…10
Вывод…. 11
Список литературы…. 12
Введение
Мы думаем, что никто специально не ставит задачу навредить природе, чаще всего – это результат недостатка экологической культуры, отсутствие экологического сознания, экологического воспитания. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её изучение становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Дети уже в дошкольном возрасте способны понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека, осознать человека как часть природы, определить положительное или отрицательное воздействие на окружающий мир.
Становление взаимоотношений ребёнка с природой проходит под руководством взрослого. Для формирования у него начала экологической культуры необходимо педагогам и родителям в доступной и увлекательной форме создать условия для овладения знаниями (что природа бывает живая и неживая; что живая природа многообразна; что человек – часть природы; природа – «дом» человека, он зависит и от её состояния, и сам воздействует на неё; влияние людей на природу может быть положительным и отрицательным) и умениями (наблюдать за природой и фиксировать результаты наблюдений, ухаживать за цветами и животными, проводить опыты, эксперименты, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы, соблюдать правила поведения в природе). Непременным условием передачи знаний и умений является регулярное пребывание с детьми на природе (совместные прогулки в парк, походы в лес, на реку и т. д.).
Одной из увлекательных форм формирования начал экологической культуры является познавательный проект.
Летом во время прогулки дети проявили интерес к ползающим насекомым, к растущим на участке детского сада растениям и разным явлениям природы. У них появилось желание узнать как можно больше об увиденном. Так появился проект : «Юные исследователи природы».
Участие детей в проекте позволит формированию у них первоначальных знаний и представлений о живой и неживой природе; развитию общения и коммуникативных навыков, творческих способностей и поисковой деятельности; воспитанию бережного отношения к природе.
Информация об участниках проекта
Мы ребята из группы «Улыбка» - общительные, весёлые, добрые. Нам нравиться играть в разные игры, мастерить поделки из бумаги и природного материала. А ёщё мы очень любознательные, любим наблюдать за природой и узнавать о ней много интересного.
Краткое описание проекта
Название проекта Юные исследователи природы
Вид проекта Познавательный
Срок реализации проекта Июнь-июль
Участники проекта Творческий коллектив детей и родителей старшей группы «Улыбка».
Руководитель Воспитатель – Лузина Елена Николаевна, воспитатель, высшей категории
Выбор темы
Наступило долгожданное лето. Во время прогулок мы с ребятами увидели много интересного: разных жучков, красивые незнакомые цветы, «радугу» на столе участка. Мы постоянно обращались с вопросами о природе к Елене Николаевне. Тогда Елена Николаевна предложила нам стать юными исследователями природы.
Цель нашего исследования Выяснить, кто такие юные исследователи природы и как ими стать.
Задачи нашего исследования Собрать сведения об юных исследователях природы.
Какие гипотезы выдвигались? - Юные исследователи – это дети, которые любят природу и не обижают её;
- Юные исследователи – это дети, которым нравится наблюдать за природой и узнавать о ней;
- Юные исследователи – это дети, которые выращивают цветы и ухаживают за животными.
Методы исследования :
1. Чтение познавательной литературы, поиск
информации в компьютерной сети Интернет;
2. Беседы со взрослыми.
3. Экскурсия на станцию юннатов.
4. Наблюдения и продуктивная деятельность.
К каким выводам пришли? В результате своего исследования мы узнали :
• Юных исследователей природы ещё называют юными натуралистами.
• Юные натуралисты – это участники детского кружка по изучению природы.
• Юные исследователи природы наблюдают за природой, записывают свои наблюдения, выращивают цветы и овощи, ухаживают за животными, бережно относятся к природе и учат соблюдать правила поведения в природе других людей.
Для оформления результата исследования мы использовали :
1. Создание детского научно-познавательного журнала «Юный натуралист».
2. Оформление листовок с правилами поведения в природе.
Выход на проблему и выбор темы
Наступило долгожданное лето. Во время прогулок мы с ребятами увидели много интересного: разных жучков, красивые незнакомые цветы, «радугу» на столе участка. Мы постоянно обращались с вопросами о природе к Елене Николаевне. Тогда Елена Николаевна предложила нам стать юными исследователями природы.
Нам стало интересно, и мы решили выяснить, кто такие юные исследователи природы и как ими стать.
Выдвижение гипотез
В этот день мы очень много беседовали, выдвигали различные предположения:
• Одни считали, что юные исследователи – это дети, которые любят природу и не обижают её.
• Другие предположили, что юные исследователи – это дети, которым нравится наблюдать за природой и узнавать о ней;
• А Катя сказала, что юные исследователи – это дети, которые выращивают цветы и ухаживают за животными.
Тогда Елена Николаевна предложила выяснить чьё предположение верно.
Что мы узнали из бесед со взрослыми и из книг?
Мы узнали, что юные исследователи природы – это дети, которые любят и изучают природу.
Природа бывает живая и неживая. Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег – это неживая природа. Растения, животные, человек – это живая природа.
Юные исследователи изучают природу : наблюдают её (чтобы лучше запомнить свои наблюдения фотографируют её, зарисовывают и записывают); изучают её (проводят опыты, читают книги и просматривают познавательные фильмы о природе).
Природа – наш большой друг. Без неё люди не смогут прожить. Поэтому исследователи природы её берегут (охраняют цветы, деревья и кустарники, гнёзда птиц, обходят муравейники, ухаживают за домашними животными, соблюдают правила поведения в природе).
Таким образом, наши предположения верны.
Что мы узнали с помощью компьютера?
Из компьютерной сети Интернет мы узнали:
• В компьютерной сети Интернет мы нашли информацию, из которой узнали, что юных исследователей природы ещё называют юными натуралистами.
• Юные натуралисты – это участники детского кружка по изучению природы. В кружках юные натуралисты наблюдают за природой, записывают свои наблюдения, выращивают цветы и овощи, проводят эксперименты, ухаживают за домашними животными, проводят праздники «День леса», «День птиц», «Праздник урожая», читают книги о природе, оформляют и раздают листовки с правилами поведения в природе, выпускают стенгазеты о природе.
• Когда наши родители были детьми, издавался журнал о природе «Юный натуралист».
Таким образом, наши предположения верны.
Работа кружка «Юный натуралист»
Мы с ребятами посоветовались и решили организовать кружок «Юный натуралист».
В течение лета мы наблюдали за природой, фотографировали её, изучали (читали научные книги о природе, беседовали со взрослыми, находили информацию в компьютерной сети Интернет, выращивали цветы, учились бережно относиться к природе. Результаты своих наблюдений мы решили оформить в журнале «Юный натуралист». Для этого мы разделились на группы. Первая группа готовила материал к рубрике «Вести с опушки»; вторая группа – к рубрике «Зелёная аптека нашего участка»; третья – к рубрике «Наши домашние питомцы»; четвёртая – к рубрике «Страничка Почемучки»; пятая – к рубрике «Оказывается».
Вместе с родителями мы оформили и раздали детям других групп детского сада листовки с правилами поведения в природе.
Вывод:
В результате своего исследования мы узнали :
• Юных исследователей природы ещё называют юными натуралистами.
• Юные натуралисты – это участники детского кружка по изучению природы.
• Юные исследователи природы наблюдают за природой, записывают свои наблюдения, выращивают цветы и овощи, ухаживают за животными, бережно относятся к природе и учат соблюдать правила поведения в природе других людей.
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
Для оформления
результата исследования
и просто для любознательных мы
изготовили:
- Детский научно-познавательный журнал «Юный натуралист».
- Оформили листовки с правилами поведения в природе.
Список литературы
1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста [Текст] / Под ред. М. П. Петерсона, А. М. Кузнецова и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1967. – 501с.
2. Клепинина, З. А. Природоведение [Текст] : Учеб. Для 2 кл. трёх. Нач. шк. – 6-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1993. – 128с.
3. Книга юного натуралиста. [Текст] / Сост. В. А. Синадская. – М. : Молодая гвардия, 1981. – 207с.
4. Крейг, А Наука Энциклопедия [Текст] / А. Крейг, К. Росни. – М. : Росмен, 2001. – 125с.
5. Николаева, С. М. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 1993. – 218с.
6. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей, - 2008. – 96с.
7. Нисканен, Л. Г. Первое знакомство с природой. Практические советы педагога [Текст] / Л. Г. Нисканен. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 64с. // Серия: Ребёнок ХХI века от рождения до школы («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 83.)
8. Онегов, А. Школа юннатов. Твой огород: Научно-художественная литература [Текст] / А. Онегов. – М. : Детская литература, 1986. – 318с.
9. Юный натуралист: Научно-познавательный журнал [Текст] / Под ред. А. Г. Рогожкина. – М. : Молодая гвардия, 1983-1984. – № 6 – №8. – 47с.