Наталья Илюшкина
Проект «Этикет для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Так важно воспитать в ребенке личность,
суметь посеять знание, добро.
Заставить думать, размышлять и верить,
ведь воспитателю другого не дано.
Пояснительная записка.
Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому для нас было важной задачей – установить взаимосвязь между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей. И сразу задали себе вопрос: “Кто в вопросах воспитания несё т большую ответственность: семья или общественное учреждение?” Для поиска ответа на поставленный вопрос хотелось бы обратиться к истории отечественной педагогики, к русским традициям.
Публикация «Проект „Этикет для малышей“» размещена в разделах
В своей работе мы используем метод проектирования, который направлен на развитие этикетного поведения.
Проблема: «Хорошо ли быть вежливым?»
Актуальность проблемы: В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной. Ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этические нормы и правила, усвоенные с детства, становятся полезной привычкой. Доброжелательная атмосфера группы способствует успешной адаптации детей в новом коллективе.
Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета.
Задачи:
• Способствовать расширению представлений детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений;
• Способствовать формированию умений свободно общаться в ситуациях повседневности;
• Воспитывать любовь и уважительнее отношение к близким и окружающим людям;
• Привлечь родителей к воспитанию у детей культуры общения и поведения.
• Побуждать детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
• Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
индивидуальный (совместно с родителями).
Формы работы с детьми:
подгрупповые занятия, беседы, игры разного характера;
развлечения, работа с художественным произведением;
Новизна заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.
Методы исследования.
Теоретические: обобщение, сравнение, систематизация.
Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.
Вид проекта : информационный, практический, долгосрочный, групповой;
Практическая значимость.
Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс
Участники проекта : Дети 1 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Прогнозируемый результат:
1. Умение детей вежливо общаться со сверстниками, родителями, взрослыми.
2. Овладение детьми культурно-гигиеническими навыками. Развитие навыка самообслуживания.
3. Соблюдение детьми элементарных правил поведения за столом.
Подготовительный этап:
• Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
• Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
• Составить перспективный план мероприятий.
• Организация развивающей среды.
Основной этап:
План реализации проекта вместе с детьми и родителями:
Сентябрь
Познавательное развитие:
Беседы «Доброе утро», «Давайте познакомимся»,
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «До чего же хороши вежливые малыши!»
Социально-коммуникативное развитие
Игровые упражнения – «Моем руки»,
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Октябрь
Познавательное развитие:
Беседа «Правила поведения для малышей.
Речевое развитие
Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра –«Доскажи словечко».
Сюжетно-ролевая игра – «Семья».
Художественно-эстетическая деятельность Лепка – «Угощение».
Ноябрь
Познавательное развитие:
Беседа «Вежливые слова и поступки»
Речевое развитие
Заучивание потешки «Наша Маша маленька»,
Социально-коммуникативное развитие
Игровое упражнение «Обращение к взрослому»,
Дидактическая игра –«Доскажи словечко»
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»
Декабрь
Познавательное развитие:
Беседа «Как правильно приветствовать друг друга»
Рассматривание иллюстраций: «Знакомство»
Речевое развитие
Загадывание загадок о вежливости
Социально-коммуникативное развитие
Игровое упражнение – «Комплименты».
Дидактическая игра – «Вежливая просьба»,
Развивающие игры:
Поручение – «Помоги товарищу».
Январь
Познавательное развитие:
Беседа «Волшебные слова», Просмотр мультфильма- «Мойдодыр»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» К. Чуковский (отрывок).
Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие
Игровое упражнение «Застегни-расстегни»
Пальчиковая игра «Деток в гости пригласим, пирожками угостим»,
Игра-театрализация: «Репка»
Художественно-эстетическая деятельность
Конструирование- «Домики для лесных гостей»,
Февраль
Познавательное развитие:
Беседа «Как правильно вести себя за столом»,
Рассматривание иллюстраций: «Поведение за столом»,
Речевое развитие
Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие
Игровые упражнения – «Расскажем Незнайке, как правильно кушать», Сюжетно-ролевая игра «В гостях»,
Художественно-эстетическая деятельность
Танец «Помирились»
Работа с родителями:
Беседа с родителями - «Давайте жить дружно»
Март
Познавательное развитие:
Беседа «Как правильно вести себя в общественных местах», Рассматривание иллюстраций: «Поведение в магазине»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы «Когда можно плакать» С. Прокофьева,
Загадывание загадок о вежливости
Социально-коммуникативное развитие
Игровое упражнение «На дне рождения»,
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в транспорте».
Наблюдение за трудом дворника.
Работа с родителями:
Оформление папки-передвижки- «Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста»
Апрель
Познавательное развитие:
Беседа «Как можно понять настроение человека», Просмотр мультфильма «Хрюша обижается»,
Речевое развитие
Чтение художественной литературы «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов,
Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.).
Социально-коммуникативное развитие
Игровые упражнения «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»,
Сюжетно-ролевые игры – «Семья»,
Пальчиковые игры – «Братцы», «Семья».
Наблюдение за трудом няни: моет пол; моет посуду.
Развивающие игры:
«Мир эмоций»,
Художественно-эстетическая деятельность
Песня «Улыбка»,
Работа с родителями:
Оформление стенгазеты «Хорошие привычки»
Май
Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Маша и Ойка»,
Социально-коммуникативное развитие
Игровые упражнения – «Мы уже большие», Дидактическая игра –«Что сначала, что потом», Сюжетно-ролевые игры – «Больница», «Парикмахерская», Игра-театрализация: «Колобок.
Художественно-эстетическая деятельность
Свободное рисование.
Работа с родителями:
Выставка творческих детских работ.
Ожидаемый результат:
Дети стали более раскрепощены, доброжелательны друг к другу, а именно могли самостоятельно просить прощения у того, кого обидели, использовали в своей речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т. д). Бережно относились к игрушкам, а также напоминали друг другу, что нельзя бросать игрушки на пол.
Воспитателем собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. «Дни этикета в детском саду», М. : «Сфера», 2011
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» 2004.
3. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1999.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008.
5. Интернет- источник.