Светлана Солодилова
Проект «Этих дней не смолкнет слава» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
по патриотическому воспитанию
«Этих дней не молкнет слава».
Авторы – составители педагоги МБДОУ № 118:
Бутко Светлана Алексеевна – воспитатель, высшей квалификационной категории, стаж работы – 19 лет;
Стрельникова Ирина Александровна – воспитатель, первой квалификационной категории, стаж работы – 14 лет.
Актуальность.
Публикация «Проект „Этих дней не смолкнет слава“ (средняя группа)» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.
Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. Так в преддверии 73 годовщины Победы советского народа над фашистской Германией было решено разработать и реализовать проект «Этих дней не смолкнет слава!».
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Реализация проекта будет осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше.
Создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы старались, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
Цель:
воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
- Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
- Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
- Расширить знания о защитниках отечества, о функциях армии.
- Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.
- Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
- Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.
- Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Предполагаемый результат:
- Расширение представлений о российской армии надежной защитнице нашей родины. Пополнение словарного запаса.
- В результате проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети должны ориентироваться в истории нашей страны, у детей должны быть сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, фашисты, захватчики, фашистская германия.
Тип проекта : Краткосрочный (2 недели 23 апреля по 11 мая, коллективный, информационно- творческий.
Авторы проекта : воспитатели: Бутко Светлана Алексеевна, Стрельникова Ирина Александровна.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и разбивка на веер задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Опрос детей.
Родители:
Решение о принятии участия в проекте.
Дети:
Рассматривание иллюстраций о ВОВ.
Основной этап:
- Проведение совместной деятельности.
- Выставка художественной литературы о ВОВ.
- Знакомство с художественной литературой (Е. Благина «Шинель»; А. Митяев «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).
- Беседа «Наше Отечество. Начало войны»; «Поклонимся погибшим тем бойцам…».
- Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
- Художественно творческая деятельность: изготовление открытки в технике пластилинографии «Цветы победы», рисование «Праздничный салют».
- Рассматривание открыток «Города герои». Рассматривание иллюстраций с изображением ВОВ.
- Рассматривание иллюстраций о войне;
- Просмотр презентации на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто!» (о защитниках нашей Родины, памятниках боевой Славы, мемориальные доски);
- Прослушивание и разучивание песен военных лет:
«День Победы», «День 9-го Мая», «Катюша», «Журавли» и др.
Заключительный этап.
- Пронесение полотна с именами участников ВОВ, вокруг детского сада.
- Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.
- Посещение митинга, посвященного «Дню победы».
- Возложение цветов к памятнику.
Формы и методы реализации проекта :
Беседа, развитие связной речи, творческая деятельность (лепка, рисование, литературно – музыкальная композиция, художественная литература.
Мероприятия осуществления проекта в честь Дня Победы.
Познание. (формирование целостной картины мира)
1. Познавательное «День Победы»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о Дне Победы в ВОВ.
Задачи:
- образовательные: Дать представление о празднике День Победы. Расширять представление детей об армии (в годы В. О. В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с героями В. О. В. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
-развивающие: Развивать внимание, речь. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путё м уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм; генералы, маршалы, военачальники.
- воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В., желание заботиться о них.
- задачи с учё том индивидуальных особенностей: обогащение, закрепление и активизация словаря по теме (Тимур, Даша, Илья).
2. Познавательное «День Победы» (развитие речи)
Цель: Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
- образовательные: Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозёрова «Праздник Победы». Учить отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синонимы, прилагательные.
-развивающие: Развивать внимание, мышление, память, развивать чувство ритма. Активизация слов: боец, воин, ветераны, доблестный, бесстрашный.
- воспитательные: Воспитывать уважение, любовь и благодарность к
людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение. Воспитывать интерес к художественным произведениям о войне.
- задачи с учё том индивидуальных особенностей: Совершенствовать интонационную выразительность речи; (Ксюша, Айдана, Даша)
Художественное творчество.
1. Аппликация
«Открытка «Цветы Победы»». (пластилинография)
Цель: сформировать представление о празднике Дне Победы, раскрыть значение победы в ВОВ.
Задачи:
- образовательные: обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать закреплять такие приёмы лепки, как оттягивание пластилина, отщипывание, сплющивание, раскатывание, прижимание и размазывание пальцами по поверхности диска;
-развивающие: развивать мелкую моторику рук в процессе лепки; развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество;
- воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину;
- задачи с учё том индивидуальных особенностей: закреплять творческие приёмы аппликации, самостоятельно располагать цветы в экспозиции; (Борис, Ренат, Лера.)
2. Рисование «Праздничный салют».
Цель: развивать воображение и интерес к художественному творчеству.
Задачи:
- образовательные: закреплять умение украшать картинку, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы, познакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; рисование способом тычка (набивка жёсткой полусухой кистью).
-развивающие: Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу, расширять знания об окружающей действительности.
- воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою Родину; вызвать чувство радости от ярких красивых рисунков.
- задачи с учё том индивидуальных особенностей: Упражнять в рисовании красками и кистью. (Лёня, Миша, Милена)
Музыка.
Литературно – музыкальная композиция «9 Мая!»
Задачи:
- Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
- Закрепить представление о празднике Дня Победы;
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Коммуникация.
1. Чтение:
Задачи:
- Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
2. Стихи о Дне Победы
Задачи:
- Продолжать учить читать стихи громко с чувством и с выражением.
Игровая деятельность.
1. Сюжетно ролевые игры «Военные», «Моряки», «Госпиталь».
Задачи:
- Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
- Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление.
2. Дидактические игры «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт»
Задачи:
- Продолжать учить соблюдать правила игры; развивать внимание и логику.
3. Настольная игра: «Морской бой»,
Задачи:
- Развивать внимание, логическое мышление.
Заключение.
В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты:
1. понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
2. вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
3. повышение социальной компетентности дошкольников;
4. оформление выставки детского творчества ко Дню Победы;
5. праздник «День Побед.
Эффективность реализации проекта :
Дети:
В результате работы над проектом дети получили углубленные знания о нашей Родине, её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в защите Родины во время Великой Отечественной войны. У воспитанников изменилось отношение к членам своих семей (бабушкам, дедушкам, ветеранам. Дети стали больше интересоваться жизнью своих близких в годы их детства и молодости. Они испытывают чувство гордости и уважения к старшему поколению. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны.
Родители:
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству.
Педагоги:
Реализация данного проекта позволила осуществить инновационную деятельность, повысить профессиональный уровень, работать в тесной взаимосвязи дети – родители – педагоги.
День Победы – праздник важный, знает это ребятня,
В этот день сияет солнце даже ярче, чем всегда.
И с букетом из тюльпанов мы спешим поздравить Вас,
Дорогие ветераны, как много сделали для нас.
Ваш подвиг славный и великий, его приветствует Земля,
Не будет он нами забытый, мы помним этот день всегда,
Пусть рассыпаются салюты в бездонном небе тут и там,
С Большой Победой поздравляем, дорогой наш ветеран!
Приложение:
1. Конспекты занятий по теме проекта.
Конспект образовательной деятельности. ФЦКМ
Тема занятия: «День Победы».
Возрастная группа : средняя.
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организации: групповая.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Средства :
- наглядные: иллюстрации, картины о В. О. В., ноутбук для прослушивания песен военных лет и просмотра мультимедийной презентации, подборка книг на военную тематику, георгиевские ленточки (сделанные из бумаги).
- музыкальные: песни военных лет, песни о Победе.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о Дне Победы в ВОВ.
Задачи:
- образовательные: Дать представление о празднике День Победы. Расширять представление детей об армии (в годы В. О. В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с героями В. О. В. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
-развивающие: Развивать внимание, речь. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путё м уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм; генералы, маршалы, военачальники.
- воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В., желание заботиться о них.
- задачи с учё том индивидуальных особенностей: обогащение, закрепление и активизация словаря по теме (Тимур, Даша, Илья).
Ход деятельности:
Организационный момент:
Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Воспитатель вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова: «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Воспитатель: Потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… В истории нашей Родины такие страницы были. Мы их видим на этих иллюстрациях. Спрашивает детей, кто узнал, о чем они.
Воспитатель: Сегодня мы не просто так рассматриваем эти иллюстрации. В один торжественный день наша страна отмечает очень важный и памятный праздник Кто знает, что это за праздник?
Дети: День Победы.
Воспитатель: Правильно! Это День Победы в Великой Отечественной Войне, которая длилась четыре года и закончилась победой нашего народа. Давайте еще раз вспомним, что это была за победа, над кем?
Воспитатель и дети: над фашистами.
Воспитатель: Да, это была очень страшная война. Фашисты очень хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает.
А кто из вас может прочитать стихи о Дне Победы?
Айдана: Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Даша: Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Тимур: Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Звучит песня «Священная война». Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.
Воспитатель: Рано утром 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.
Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями.
Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг?
Дети: Герой.
Воспитатель: Вот и вовремя В. О. В. тоже было много людей, совершивших героические поступки.
На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Зачем нужны командиры? Кто командует бойцами?
Дети: генералы, офицеры.
Воспитатель: Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.
Вовремя В. О. В. одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков. (показывает его портрет) Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. Г. К. Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почётных званий. В Москве в честь этого героя названа улица: проспект Маршала Жукова. А на Красной площади ему установлен памятник.
Ребята, а каким должен быть герой?
Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.
Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.
Физкультминутка «Самолёт» :
Руки ставим мы вразлё т: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место ты садись! (Сели на места.).
Воспитатель: Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Есть они и в нашем селе. Сколько их у нас в селе?
Дети: Два.
Воспитатель: Верно. Вот и мы пойдем с вами на экскурсию сегодня к памятникам.
Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением могилы Неизвестного солдата (г. Москва).
Воспитатель: Как Вы думаете, что это за памятник? Как он называется?
Дети: Могила неизвестного солдата.
Воспитатель: А что значит Неизвестного? (ответы детей) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. А самый главный памятник неизвестному солдату находится в Москве, на Красной площади. Там всегда горит Вечный огонь. А что он символизирует?
Ответы детей.
Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Воспитатель читает стихотворение.
Воспитатель: «Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображение Могилы неизвестного солдата. На гранитной плите у вечного огня есть надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В народе сложились образные выражения о Родине, о её защитниках.
Например, «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
«Враг хотел пировать, а пришлось воевать».
«За правое дело стой смело».
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете?
Дети: Родина-мать – умей её защищать.
Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет.
Родину любимую защищай, как мать родимую.
Воспитатель: Тяжело было во время войны для всего нашего народа: и тех, кто воевал на фронте, и тех, кто остался в тылу и делал все, что нужно для победы (растил хлеб, делал снаряды, танки, самолеты, спасал и лечил наших раненых бойцов, тех, кто остался в немецкой оккупации, помогал партизанам или сам с ними вместе воевал.
Сейчас ещё живы те, кто много лет назад защитил нашу Родину от врага. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.
Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.
Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.
Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Ответы детей.
Воспитатель: Что они означают?
Воспитатель: Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня мы хотели бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.
Воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки.
Дастан: Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Илья: Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Воспитатель: Ребята! Через пару дней будет великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему: «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
А сейчас наше занятие заканчивается. И напоследок я хочу, чтобы вы прослушали песню «День Победы»
Используемая литература:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012г. №273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155
3. Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» 2005г. №1
4. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе», -М., 2007г.
5. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» 2005г.
6. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание / Т. И. Подрезова, - М: Айрис-Пресс, 2007г.
7. Сакавичене О. «Патриотическое воспитание» журнал «Ребенок в детском саду» 2006г. №2
8. Федорова Л. Ф. «План патриотического воспитания» журнал «Управление ДОУ» 2005г. №1