Наталья Иванова
Проект: Эта необычная обычная соль. Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
Эта необычная
обычная соль.
Авторы работы - дети
подготовительной к
школе группы, родители, воспитатель.
Руководитель: воспитатель Иванова Н. Ю.
2017 год.
Паспорт проекта
1. Название проекта : «Эта необычная обычная соль».
2. Руководитель проекта : - воспитатель.
3. Организация, на базе которой реализуется проект :
…
4. Тип проекта : исследовательско-творческий.
Публикация «Проект: Эта необычная обычная соль, Видео» размещена в разделах
- Видео
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
5. Образовательная деятельность: познавательно-исследовательская.
6. Социальный статус, возраст и число участников проекта : дети подготовительной к школе группы, 6-7 лет:
7. Продолжительность проектной деятельности : сентябрь- декабрь 2017г.
8. Проблема: Почему море соленое? (Что такое соль? Откуда она берется? Как ее можно использовать)
9. Цель: Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания свойств соли.
10. Задачи:
Стимулирование познавательной активности, интереса к научно-исследовательской деятельности;
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей;
Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
11. Содержание работы:
1. Подготовительный этап:
Постановка проблемы.
Изучение информации по данной теме.
Планирование деятельности детей.
2. Основной этап. Реализация проекта :
Работа педагога с детьми,
Самостоятельная исследовательская деятельность детей,
Работа с родителями.
3. Заключительный этап:
Презентация проекта.
Планы на будущее.
12. Выводы и результативность проекта :
Данная форма работы обеспечила личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, создавая особую атмосферу, которая позволила каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Занимательные опыты, эксперименты подвели детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
13. Форма отчетности:
Фотоальбом «Как добывают соль».
Книжка – малышка «Полезные советы».
Мини – справочник с рисунками – объяснялками.
Фото – отчёт «Как мы выращивали кристалл».
Памятка для родителей «Как вырастить кристалл».
Подборка информации о соли.
Мини – музей соли.
Рисунки по теме проекта.
Мини-книжка с нашими рассказами о соли и Сказкой «Как птичка узнала о соли».
I. Введение:
Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования.
После летнего отдыха, делясь впечатлениями, Артём рассказал Лере, Леше и Яне о своей поездке к бабушке, которая живёт в Краснодаре у Чёрного моря. Он отметил, что вода в море солёная, не такая как в нашей реке Волга. У ребят возникли вопросы: «Почему море солёное?», «Что такое соль?», «Откуда она берётся?», «Как её добывают или готовят?». Но на эти вопросы у Артема не нашлось довольно полных ответов. Тогда мы решили, что ребята начнут свои собственные исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы, а затем познакомят остальных детей группы с полученными результатами. Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!
II. Цель проекта :
Формирование представлений о соли, ее свойствах, способах добывания в ходе изучения и обобщения фактов, содержащихся в разных теоретических источниках и об исследовательской деятельности как одном из эффективных способов познания свойств соли.
III. Задачи:
Стимулирование познавательной активности, интереса к научно-исследовательской деятельности;
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей;
Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
IV. Принципы реализации проекта :
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
V. Были выдвинуты следующие гипотезы:
Вопрос: Почему море солёное?
Гипотезы:
Артё м: Море солёное, потому что там много соли.
Вопрос: Что такое соль?
Гипотезы:
Леша: Соль – это кристаллы.
Лера: Соль – это белый порошок.
Яна: Соль – это такие белые или цветные крупинки.
Вопрос: Откуда она берётся?
Гипотезы:
Артем: Ее из воды добывают.
Яна: Ее как полезные ископаемые ищут.
Леша: Ее в магазине продают.
Вопрос: Как её добывают?
Леша: Воду высушивают, а соль остается.
Лера: Найдут залежи соли, соберут, погрузят и везут на завод, там ее в пачки раскладывают.
Чтобы узнать, кто из нас прав, мы решили, что:
Артём – надо спросить у мамы с папой.
Леша - сходить в библиотеку, прочитать в энциклопедии.
Лера – посмотреть умную передачу про соль по телевизору.
Яна - можно поискать в интернете.
VI. Реализация
Этапы реализации проекта :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
C оставление плана работы:
Лера - собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о соли из разных источников, составляет презентацию «Эта удивительная соль».
Артем - собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о том, как добывают соль, оформляет фотоальбом «Как добывают соль».
Леша – собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о том, зачем нужна соль животным и человеку.
Яна - собирает, с помощью родителей, как можно больше сведений о соли в произведениях русского народного фольклора.
Вместе: Исследуем, с помощью воспитателя, свойства соли опытным путём, выращиваем кристаллы соли.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:
• работа с детьми (просмотр видеофильмов, подготовка презентации, подготовка выставки рисунков, беседы, проведение опытов, выращивание кристаллов, составление книжки);
• самостоятельная исследовательская деятельность детей (сбор информации, сбор образцов соли, составление рассказов из личного опыты, рисование по теме проекта);
• работа с родителями (подбор литературы, проведение опытов в домашних условиях)
Были использованы следующие методы и приемы:
• анализ познавательной литературы и интернет источников;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• исследовательская деятельность;
• экскурсии; наблюдения;
• беседы;
• творческая деятельность;
• игровая деятельность.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обобщение и подведение итогов работы, составление планов на будущее.
VII. Результаты работы по проекту :
Во время работы по проекту мы : читали, рассматривали фотографии, энциклопедии, смотрели фильм о соляной пещере, рисовали, ставили опыты, выращивали кристаллы, опрашивали своих родителей, составляли рассказы и написали сказку.
1. Сбор информации:
Лера: Из энциклопедии я узнала, что: соли – это твёрдые вещества, они растворяются в воде, используются в быту. Из толкового словаря, что соль – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Такое вещество, употребляют как приправа к пище.
Яна: Из литературы я узнала много пословиц и поговорок о соли:
1. Соли не жалей – так есть веселей.
2. Из пресного сделаешь солёное, а солёное не опреснишь.
3. За хлебом с солью всякая шутка хороша.
4. И старая лошадь до соли лакома.
5. Без соли, без хлеба – худая беседа.
6. Без соли, без хлеба – половина обеда.
7. Без соли и хлеб не естся.
8. Недосол на столе, а пересол на спине.
9. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
10. Рассыпал соль – быть беде (древнерусская пословица, намекающая на дороговизну соли)
11. Хлеб соль ешь, правду режь (говорить прямо, резко, ничего не скрывая)
12. В воде родился, а воды боится (соль).
Артем: Из интернета я узнал: Почему море соленое? - Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, которые содержатся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки, а реки переносят соли в море. Вода из моря под действием солнца испаряется, а соль остается. Вот так море постепенно становится соленым. В соленой воде плавать легче, чем в пресной, потому что соль делает воду более тяжелой. Соленая вода тяжелее пресной.
А еще я посмотрел DVD «Соляная пещера в Чехии» и узнал, что: В странах, имевших выход к морю, с древности получали соль, выпаривая её из воды на солнце и вываривая на огне. В солёных озёрах и морях – огромные запасы соли. До сих пор соль добывают со дна высохших озёр и даже тех, что ещё не высохли. Машины стаскивают из озёр воду, потом её выпаривают, и остаётся белый порошок. Её убирают с помощью соляного комбайна.
Леша: Я узнал, что соли применяются в промышленности для получения металлов, в производстве стекла. В сельском хозяйстве они служат удобрениями и средствами для борьбы с болезнями и вредителями растений. Некоторые соли используют в качестве лекарств.
2. Мы подготовили:
презентацию
Оформили фотогалерею «Как добывают соль»
Собрали образцы соли и оформили выставку «Дошколенок - следопыт»
3. Провели опыты:
Опыт 1: Форма, размер, состав соли.
Цель: определить, что такое соль и какой она бывает.
Вывод: Соль – это твердый, соленый и белый порошок, состоящий из частиц разной формы.
Соль бывает разной :
• Поваренная крупная;
• Йодированная;
• Мелкая;
• Морская соль для ванной;
• Черная морская соль.
Опыт 2: Растворимость соли.
Цель: выявить растворяется ли соль в воде.
Вывод: Соль растворяется, но только по-разному:
• крупная поваренная соль оставляет мутный и грязный осадок;
• мелкая соль не оставляет осадка и вода после нее чистая и прозрачная;
• морская соль растворяется плохо и вода становится цветной.
Опыт 3: Вкус и запах.
Цель: определить вкус и запах соли
Вывод: Соль - очень соленая и совсем не пахнет.
Опыт 4: Получение соли из воды.
Цель: получение соли способом выпаривания.
Вывод: Вода испаряется и на ложке остаётся соль. Вот так происходит и в природе, солнце греет воду на море и озере. Вода испаряется и остаётся соль. Потом её везут к нам в магазины.
Опыт 5: Выращивание кристаллов соли.
Цель: познакомиться с причинами образование кристаллов, выращивание кристалла опытным путем.
Ход: В воду насыпаем соль, размешиваем. Запускаем «затравку». Ждём некоторое время. И вот появляются первые признаки кристалла. С каждым днем наш кристалл становится все больше и больше.
Вывод: кристаллы соли можно вырастить в домашних условиях.
VIII. Формы отчетности:
1. Фотоальбом «Как добывают соль».
2. Книжка – малышка «Полезные советы».
3. Мини – справочник с рисунками – объяснялками.
4. Фото – отчёт «Как мы выращивали кристалл».
5. Памятка для родителей «Как вырастить кристалл».
6. Видеофильм «Соляные пещеры в Чехии».
7. Подборка информации о соли.
8. Мини – музей соли.
9. Рисунки по теме проекта.
10. Мини-книжка с нашими рассказами о соли и Сказкой «Как птичка узнала о соли».
IX. Планы на будущее:
Мы решили вырастить самостоятельно свои кристаллы в домашних условиях, чтобы узнать «будут ли наши кристаллы одинаковой формы и размера или будут разные?». А из выращенных кристаллов мы создадим свой мини – музей. А еще мы решили, что когда вырастем, то:
Я - Алеша буду учёным и придумаю такой вид соли, что она всегда будет полезной. Я надеюсь придумать лекарство из этой полезной соли. И что после такого лекарства, люди никогда не будут болеть. Это лекарство будет лечить от всех болезней.
Я - Артем решил стать геологом. Я буду изучать разные виды соли и искать новые месторождения.
Я – Яна решила стать учителем и рассказать остальным детям о такой удивительной соли.
Я - Лера стану химиком и придумаю лекарство из полезной, Алёшиной, соли. И я думаю, что после такого лекарства, люди никогда не будут болеть. Это лекарство будет лечить от всех болезней.
X. Источники информации и использованная литература:
1. Мобильная энциклопедия https://mobwiki.ru
2. Толковый словарь https://www.jiport.com
3. Пословицы и поговорки о соли https://www.poskart.ru
4. Фотографии с сайтов: https://fantasyflash.ru; https://great.az; https://smeshnoi.net; https://fotki.yandex.ru; https://magbars.ru/sol; https://www.soltcaves.ru; https://www.susanin.pro; https://firetur.ucoz.ru; https://www.rustyletur.ru; https://votnabchelny.ru
5. Видеофильм о соляных пещерах в Чехии https://video.mail.ru/mail/rusmedtravel/136/2239.html
6. Картинки с сайтов https://1shuba-mex.biz; https://kartinki-best.ucoz.ru; https://images.yandex.ru