Татьяна Матвеева
Проект «Эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ТНР очень часто наряду с поражениями мышц речевого аппарата присутствуют нарушения мимических мышц лица, отчего лицо таких детей похоже на застывшую маску, кроме того по данным психологов в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Активное включение детей в игровую деятельность будет способствовать их эмоциональному развитию.
Публикация «Проект „Эмоции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно познавательные ситуации, успешнее самореализуется в любой деятельности.
Рассматриваются педагогические средства, направленные на становление индивидуально неповторимого, самобытного стиля эмоционального поведения детей, развитие у них способности к дифференцированию эмоций, проявлению эмпатии, оцениванию причинно следственных связей, дальнейшему освоению словесных обозначений эмоциональных проявлений, пониманию лексико семантической структуры данной группы слов.
Представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе коррекционной группы «Непоседы» – создание единого образовательного пространства по ознакомлению и овладению детьми эмоциями, открытому проявлению своих чувств различными социально-приемлемыми методами.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.
1-й блок. Овладение мимикой. Задачи: учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; формировать умение выражать своё эмоциональное состояние в рисунке; развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции; закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.
2-й блок. Овладение пантомимикой. Задачи: учить определять эмоциональное состояние по пантомимике; развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания;
3-й блок. Закрепление положительных эмоций. Задачи: формировать умение находить способы улучшения настроения; учить выражать свое настроение при помощи изобразительных средств; способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
4-й блок. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций. Задачи: способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами; активизация словаря эмоциональной лексики; учить владеть чувствами.
Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих
- теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных стандартов образования, программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста);
- практических (анкетирование, наблюдение, тестирование, подвижные, релаксационные и эмоционально-экспрессивные игры, беседа, анализ жизненных ситуаций, тематическое рисование).
Реализация проекта осуществляется на основе
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию);
- поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
- обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
практико-ориентированный (прикладной).
По типу предметно-содержательной области - межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.
По территории реализации - внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.
По продолжительности проведения - долгосрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
-повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
- уровень эмоционального развития детей;
- показатель удовлетворенности родителей совместной работой.
.
Зачем мы играем?
• Как игра может помочь выразить чувства?
• Как игра может помочь понять чувства другого?
• Как мы учимся общаться в игре?
• Что такое эмоции?
• Какие бывают эмоции?
• Как эмоции проявляются в поведении?
• Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?
• Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?
• Как игра помогает ребёнку понимать свои и чужие эмоции?
- формулирование гипотезы проекта, его цели и задач;
-подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал;
-составить перспективный план мероприятий;
- чтение и анализ литературы по проблеме;
- подбор игр и творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми;
- презентация проекта родителям (показ презентации, видеоролика "Калейдоскоп эмоций");
- изучение представлений родителей об игровой деятельности и ее влиянии на эмоциональное развитие детей (анкетирование);
- формирование детских групп.
- организация совместной деятельности с детьми над проектом;
-привлечение родителей к созданию альбома «Азбука солнечного настроения» совместно с детьми;
- оформление результатов работы над проектом.
- презентация проекта «Радуга эмоций» в электронном виде;
- презентация : «Творческие работы детей «Такие разные эмоции»»;
- выставка детских творческих работ;
-презентация для детей: «Эмоции человека»;
-творческий продукт родителей и детей: альбом «Азбука солнечного настроения»;
-подборка тестирующих материалов по данной теме;
- видеоматериал заключительного мероприятия по проекту : «Путешествие в страну «Эмоций»»;
- обсуждение и дополнение проекта :
продолжить работу в данном направлении, разработать проект «Книга настроений».
Методическое:
1. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. М. ,1985 г.
2. Дубовец С. Развитие эмоций у детей. Дошкольное воспитание,2008 год. №1.
3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.
4. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2.
5. Зазульская О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Ребенок в детском саду. 2006, №1
6. Ковалец Н. В. Азбука эмоций. М. ,Владос,2004 год.
7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,2006 год.
8. Кудымова О. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Дошкольная педагогика, 2009, №1.
9. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. психологические занятия с дошкольниками. СПб: Речь, 2005 год.
10. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости. М. ,Книголюб, 2005 год.
11. Макарова Т. В. ,Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. М. ТЦ Сфера, 2008 год.
12. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., АРТКИ,2003 год.
13. Прохорова Г. Азбука настроений. Дошкольное воспитание,1999г,№8.
14. Сибай Л. Чувства разные нужны -чувства разные важны, г. Можайск,2005г.
15. Стожарова М. Ю. Школа эмоций. Ребенок в детском саду,2006 г, №2.
16. Субботин В. К. Эмоции и физиология. М., 1998 год.
17. Ходюшина Н. П. Пословицы русского народа. М., 2005 год.
Материально – техническое:
1. Альбом «Азбука солнечного настроения»
2. Картотека игр «Эмоции»
3. Лото настроений.
4. Маски эмоций.
5. Уголок настроения: «Волшебный мешочек», «Коврик злости», «Кубик настроений».
6. Художественная литература.
7. Презентация «Эмоции человека».
8. Пиктограммы с разными видами эмоций.
9. Демонстрационный и раздаточный материал по теме.