ЛЮБОВЬ МЕЛЬНИКОВА
Консультация «Эмоции ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Функции эмоций. Основные функции эмоциональных переживаний
Понятие эмоций и ее особенностей.
Публикация «Консультация „Эмоции ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Эмоция представляет собой эмоциональный процесс средней продолжительности, который отражает субъективную оценку отношения к существующим или возможным ситуациям. У человека эмоции способны порождать чувства удовольствия или неудовольствия, робости или страха, играющие ориентирующую роль объективных сигналов. Эмоция (сама по себе) не порождает подобные переживания, а всего лишь регулирует внутреннюю деятельность каждой индивидуальной личности.
Эмоции поэтапно развивались из врожденных эмоциональных процессов (органических, двигательных, секреторных) и социально формировались с течением времени.
Главнейшими особенностями эмоций стали :
• идеаторный характер, позволяющий формироваться по отношению к событиям или ситуациям, существующим в прошлом (и пережитом) или ожидаемом будущем (воображаемом);
• способность к коммуникации, за счет чего эмоциональный опыт состоит из индивидуальных переживаний и эмоциональных сопереживаний, проявляющихся при общении или восприятии чего-либо.
Понятие эмоции включает в свой класс следующие виды эмоций :
• удовольствие – эмоциональное переживание, получаемое от удовлетворения органических потребностей;
• собственно эмоции – процесс, направленный на удовлетворение собственных потребностей. Эмоции могут быть вызваны реальными или воображаемыми ситуациями и воспринимаются человеком в качестве внутренних переживаний или передаются окружающими. Понятие эмоции в данном случае заключает в себе личностные образования, характеризующие социально-психологическое состояние индивидуума. Они способны предвосхищать события или ситуации, не наступившие в реальном времени, но возникают из-за пережитых или воображаемых ситуаций;
• чувства – вид эмоционального состояния человека, носящий предметный характер, способный к самосовершенствованию и развитию. В зависимости от культурной принадлежности чувство выражаются по разному и в индивидуальном развитии личности играют главнейшую социализирующую роль при формировании личности и ее мотивационной сферы. Чувства помогают закрепить потребности и интересы каждого человека. Являясь продуктом культурно-исторического развития, они связаны с непосредственным окружением и видами деятельности человека;
• аффекты – эмоциональные состояния, сопровождаемые ярко выраженными изменениями поведения, испытываемые человеком. Аффект представляет собой реакцию на совершенный поступок или действие, означающую степень удовлетворения потребности, стимулирующей на совершение того самого поступка. Чем больше пришлось приложить усилий и чем сильнее проявляется мотивационный стимул, но менее выраженный полученный результат, тем сильнее проявляется аффект. Данный вид эмоций препятствует разумности и нормальному проявлению поведения. В современном мире аффекты проявляются в следующих видах:
стресс – это состояние длительного эмоционально-психологического напряжения, возникающего при эмоциональной перегрузке нервной системы человека. Он способствует дезорганизации деятельности и нормального поведения человека;
страсть – наиболее сложное эмоциональное состояние человека, представляющее собой сплав чувств, эмоций и мотивов, сконцентрированных вокруг предмета или вида деятельности. Объектом страсти может выступать исключительно человек.
Все вышеперечисленное, это чистые виды эмоций, входящие во все психические процессы внутреннего состояния человека. Любое их проявление приводит к эмоциональным переживаниям.
Основные функции эмоциональных переживаний.
Основные функции эмоций позволяют нам лучше понимать и судить друг о друге без слов, благодаря чему лучше настраиваться на общение и совместную деятельность. Обмениваться информацией и собственных состояниях и происходящем вокруг живые существа смогли пре переходе выразительных движений в дифференцированный язык. В этом и заключаются коммуникативная и экспрессивная функции эмоции, регулирующие процессы познания.
Основные функции эмоций :
• Функция побуждения – данная функция позволяет эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, или притормаживать ее. Эмоции направляют и контролируют поведение человека в зависимости от ситуации. Разнообразные потребности побуждают у человека различные эмоции;
• Дезорганизационная функция – данная функция проявляется лишь в условиях ее проявления, а в остальных случаях не является функционально-значимой;
• Следообразующая функция – данная функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях;
• Эвристическая и предвосхищающая функция – определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний;
• Синтезирующая (предвосхищающая) функция – данная функция состоит в интеграции проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и целостного отражения переживаний и раздражений;
• Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека.
Эмоциональные состояния человека могут сопровождаться разнообразными звуковыми реакциями, мимикой, пантомимикой, развитие которых происходит в течении всего существования человечества. С момента появления дифференцированного языка, люди смогли обмениваться реальной информацией о том, что происходит в мире и их среде обитания. Экспрессивная функция эмоциональных состояний не теряет своего значения. После дифференцированного языка образовалась членораздельная речь, т. е. более совершенная и современная форма общения. Эта функция особенно важна, поскольку отвечает за функционирование всей невербальной коммуникации и до сих пор остается одним из самых главных факторов в жизнедеятельности.
Внешнее выражение эмоций
Эмоции — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица, в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды. По данным Вудвортса эти изменения следующие: при удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания; при неудовольствии — уменьшение того и другого; при возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими; при напряжении — замедленными и слабыми; в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми; при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды; при страхе — резкое замедление дыхания и т. Д.
Показательным при эмоциях является также соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906) определял это отношение путем деления времени вдоха на время всего цикла (состоящего из вдоха и выдоха) и получил следующие данные, показывающие значительное увеличение при эмоциональных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продолжительностью выдоха:
при покое 0,43
при возбуждении 0,60
при удивлении 0,71
при внезапном испуге 0,75
Значение этих данных для характеристики эмоциональных процессов подчеркивается тем, что при сосредоточенной умственной работе, лишенной эмоционального возбуждения, соответствующий коэффициент составляет всего 0,30 и обнаруживает тенденцию к еще большему уменьшению по мере увеличения сосредоточенности, т. е. свидетельствует о резком преобладании продолжительности выдоха.
Типичные для соответствующих эмоций изменения частоты амплитуды дыхательных движений приобретают в процессе практической деятельности устойчивый характер, являясь фактором, обеспечивающим требуемую эффективность этой деятельности. Они наступают не только при непосредственном выполнении деятельности, но и при эмоциональном воспоминании о ней. Опыты над спортсменами показывают, что при воспоминании о трудных и важных физических упражнениях их дыхание приобретает те же особенности, которыми оно отличалось при непосредственном выполнении упражнений. Это свидетельствует о том, что изменения дыхания, а также вазомоторные реакции органически входят в эмоциональную память.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток от других органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса составляет 60—70 ударов в минуту. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80—90 ударов. При возбуждении и напряженном ожидании (на старте) частота пульса повышается на 15—16 ударов в минуту. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение.
Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления. При испуге систолическое кровяное давление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли: у некоторых лиц оно обнаруживается, как только зубной врач входит в комнату и подходит к больному. Повышение кровяного давления перед первым экзаменационным днем иногда составляет 15—30 мм сверх нормы.
Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при внезапном, испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснабжению мышц, которым предстоит работа (это находит свое выражение в увеличении объема рук благодаря притоку к ним крови); в ожидании экзамена — к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.
Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния : слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху — удовольствие; поднятые брови — удивление; сильное и внезапное поднятие бровей — изумление; оскал зубов — раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа — отвращение; полузакрытые глаза — безразличие; плотно сжатые губы — решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз.
Ч. Дарвин считал, что у животных предков человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.
Однако значительное количество мимических выразительных движений появилось и усовершенствовалось у человека уже в процессе его исторического развития, например мимические движения, связанные с интеллектуальными, эстетическими и нравственными эмоциями. Они не являются врожденными, а усваиваются человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми и воспитания. Для понимания этих выразительных движений у других людей необходимо иметь как соответствующий личный эмоциональный опыт, так и знакомство с общечеловеческим опытом, нашедшим свое выражение во взаимоотношениях людей в быту или отраженным в произвидениях искусства. Так мимка презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет; мимика внутреннего, духовного страдания становится понятной в 5-6 лет, мимика интеллектуального удивления - в 10 лет и т. д. Все это говорит о большой роли, которую играют мимические выразительные движения в воспитании эмоций.
Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.
Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.
Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые сложные и тонкие эмоции — иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. д.
Виды эмоциональных состояний. Высшие чувства.
В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных состояний. Наиболее значимыми принято считать следующие типы эмоциональных переживаний : аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
1) Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектом называют эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые посредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своихдействий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия, поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Причиной аффекта является состояние внутреннего конфликта, противоречие между влечением, желанием, стремлением и невозможностью удовлетворить его. Особенно ярко проявляются аффекты у детей. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая ее организованность. В состоянии аффекта человек теряет власть над собой. Однако, справиться с аффектом на первых этапах его развития может любой. Главное – отсрочить аффективную вспышку, сдержать себя.
2) Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов, прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева, то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение.
Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.
Неоднократно предпринимались попытки выделить основные «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции :
• Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
• Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
• Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
• Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
• Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д., соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установка субъекта.
• Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающе в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведение.
Эмоциональная сфера ребенка
Слово «эмоция» пришло к нам из латинского языка, в переводе с которого оно означает «волную», «потрясаю». Самое краткое определение данного термина принадлежит датскому психологу К. Ланге: «Эмоции – это душевные движения». О том, что представляет собой эмоциональная сфера ребенка, написана не одна диссертация. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Философы древности, физиологи, психиатры, психологи – все эти умные головы так и не пришли к единому мнению о роли эмоций в психическом развитии детей. Такая неразбериха происходит от того, что детство каждого человека «оформляют» разные взрослые. И речь в данном случае идет не только о родителях.
Развитие эмоциональной сферы ребенка
Появляясь в этом мире, ребенок учится овладевать речью, движениями и эмоциями. Становление и развитие эмоциональной сферы ребенка начинается еще во время его внутриутробной жизни. На третьем триместре беременности у малыша имеется почти весь комплект мозговых клеток. Свои знания о мире дети начинают накапливать еще не родившись. Поэтому душевное состояние будущей мамы важнее кулинарных изысков и различных физических удобств. Искренняя любовь хорошо чувствуется плодом. А вот длительные переживания женщины могут в дальнейшем вызвать различные проблемы со здоровьем и расстройства психики у новорожденного.
Развитие эмоциональной сферы детей требует от нас, взрослых, постоянного бережного педагогического труда. В первые годы после рождения, когда особенно заметно влияние близких людей – родителей, бабушек и дедушек – перед ними стоят две основные задачи:
• помочь ребенку осознать те чувства, которые его охватывают. В первую очередь это чувство страха, грусти, радости, удивления и жалости;
• научить ребенка самостоятельным «отношениям» с каждым из этих чувств.
Такая работа должна проводиться последовательно. От родителей необходимо понимание, что для достижения положительных результатов требуется много терпения. В процессе возрастного роста формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Этот период, состоящий всего из семи лет жизни, трудно переоценить. Здесь закладывается фундамент личности. В дошкольном возрасте происходит формирование основ характера и темперамента. В этот период важно найти баланс в получении как положительных, так и отрицательных эмоций. Не следует пытаться полностью ограждать дошкольника от негативных переживаний. Малоэффективным оказывается и получение только лишь позитивных эмоций. Задача взрослых состоит в том, чтобы косвенно направлять ребенка, организуя его деятельность.