алина галкина
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
Подготовила воспитатель:
Галкина А. Н.
г. Красногорск, 2017 г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе, её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Чтобы не погубить себя люди просто обязаны научиться бережно, относиться к природе, а для этого надо воспитывать в себе ответственность и экологическую культуру.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
Формирование ответственного отношения к природе – это сложный длительный процесс.
Проект посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме ухудшения экологического состояния нашего региона. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая подрастающее поколение.
В процессе опытно-экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности дети овладевают умением рассуждать, мыслить, делать выводы, самостоятельно изучать особенности явлений природы, но пришли к выводу, что ещё не -достаточно сформировано, осознано правильное отношение к окружающему миру, недостаточен опыт взаимодействия детей с природой. Вследствие чего дети затрудняются обобщать знания о мире природы.
Метод проектирования : «Экологическая тропа в детском саду».
Вид проекта : Познавательно-исследовательский.
Участники проекта - дети средней группы МБДОУ, родители, воспитатели группы.
Форма проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, игры, беседы с детьми и родителями.
Продолжительность проекта : сентябрь-май
Цели и задачи проекта
Цель проекта : Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.
Задачи:
1. Формировать элементарные экологические представления у дошкольников.
2. Развивать у дошкольников знаний экологического содержания.
3. Воспитать любовь к природе, умения наблюдать, бережно относиться к природе.
Формы и методы работы с детьми:
1. Сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях.
2. Игровая форма занятий.
3. Ознакомление с художественной литературой
4. Выстовка рисунков и поделок.
5. Сюжетно-ролевая игра.
6. Наглядная пропаганда.
7. Экскурсии, наблюдения, досуги.
8. Самостоятельная детская деятельность.
9. Игры: дидактические, словесные, настольные
Работа воспитателя с родителями и воспитателями.
1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений).
2. Анкетирование с родителями, сбор информаций.
3. Наглядная информация: папки-передвижки, советы и рекомендации.
4. Театрализация.
Виды деятельности Методы и формы работы
Ответственные
1. Составление тематического плана.
2. Оборудование в группе уголка природы.
3. Создание мини-музея
«Насекомых».
4. Подготовка методического обеспечения.
5. Создание «Огорода на окне».
6. Консультация для родителей Подбор и изучение методической литературы по организации экологической тропинки.
Воспитатель:
Галкина А. Н
7. Знакомство детей с проектом. Проведение занятия «Земля –наш общий дом». Воспитатель:
Галкина А. Н
8. Составление карты-
схемы экологической тропы Детальное обследование территории, поиск наиболее интересных объектов.
Определение объектов, которые будут созданы дополнительно к имеющимся (посадка новых растений). Воспитатель: Галкина А. Н
Для знакомства с экологической тропой проводится экскурсия «Путешествие по экологической тропе».
ЦЕЛЬ: Познакомить с пунктами экологической тропы.
Ожидаемые результаты:
В результате выполнения проекта будет достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней. Сформировать у детей устойчивых навыков поведения в природном окружении. Преобразование участка детского сада с целью создания условий для экологического воспитания детей.
Основные этапы проекта.
1. Подготовительный.
9. Техническое обеспечение работы
Подготовка инвентаря:
Ведёрки, грабли, лопаточки, лейки. Семенного и посадочного материала (с привлечением родителей).
Изготовление табличек.
Выбор вместе с детьми изготовление Хозяина тропинки (сказочного персонажа.
Воспитатель:
Галкина А. Н., родители, дети
Изготовление птичьей столовой. Конкурс кормушек: «Надоели нам игрушки-мастерим теперь кормушки».
Оборудование метеоплощадки.
Посадка отдельных растений.
Проведение субботника совместно с родителями.
Воспитатель:
Галкина А. Н., родители, дети
10. Пополнение методической копилки. Подбор произведений художественной литературы, энциклопедии.
Проведение занятий, познавательно-игровых мероприятий. Воспитатель:
Галкина А. Н, родители
11. Фиксирование работы на экологической тропе. Фотографии фрагментов работы на разных этапах.
Зарисовки детей в альбомах по результатам наблюдений. Воспитатель:
Галкина А. Н.
2. Основной.
Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи.
Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения и насекомых находящиеся там. Таким образом, у нас получилось несколько пунктов остановок экологической тропы.
1. «Пёстрый уголок» -луг.
2. «Садовое царство» - сад.
3. «Лебединая верность» -пруд.
4. «Чудеса науки» -метеостанция.
5. «Птичья столовая» -кормушка.
6. «Сказки леса» -лес.
7. «Зелёная аптека» - фитогрядка.
8. «Владения деда Урожая» -огород.
9. «Краски лета» - цветники.
1. «ПЁСТРЫЙ УГОЛОК» -ЛУГ.
Задачи: Формирование представлений о природной зоне луг, расширение представление детей о разнообразии растительного и животного мира луга. Воспитание умения правильно вести себя в природе (любоваться красотой луговых цветов, наблюдать за растениями и насекомыми, не нанося им вреда).
Здесь дети учатся получать эстетическое наслаждение, наблюдают за разнообразием форм цветков, их расцветок, знакомятся со строением растений, сравнивают луговые цветы с садовыми цветами. В беседах и играх с кузнечиком Кузей узнают о многообразии растительного и животного мира луга, знакомятся с правилами поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Насекомые», «Луговые растения».
2. Создание в группе мини –музея «Насекомых».
3. Дидактические игры.
«Собери из частей», «Волшебный мешочек», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Отгадай по загадке», «Четвёртый лишний», «Как сказать правильно?»
4. Наблюдения на природе, беседы, экскурсии.
5. Подвижные игры:
«Пчёлы», «Поймай комара», «Пчёлка и ласточка», «Медведи и пчела», «Бабочка и цветочки».
6. Чтение.
К. Чуковского «Муха-цокотуха».
В. Степанова «Про меня и муравья».
Д. Биссет «Кузнечик Денди», Пришвин «Золотой луг»
7. Разгадывание загадок.
8. Хороводные игры.
«Мы на луг ходили».
9. Досуг танец «Божья коровка».
10. Аппликация «Бабочка».
11. Лепка «Стрекозы».
2. «САДОВОЕ ЦАРСТВО» -САД.
ЗАДАЧИ: Ознакомление детей с понятием «сад», формирование знаний о плодовых деревьях, умений называть и отличать их по внешнему виду. Формирование представлений детей о работах, проводимых в саду в разные времена года. Развивать наблюдательность. Воспитание уважение к труду сельских жителей и бережного отношения к результатам труда.
Содержание деятельности:
1. Сбор информаций, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, открыток.
2. Дидактические игры: «Собери фрукты», «Приготовь варенье», «Угадай дерево», «Волшебный мешочек», «Что сначала, что потом», «С какого дерева плод», «Садовник», «От какого дерева лист», «С какой ветки детки»
3. Чтение.
Русская народная сказка «Гуси- лебеди», «Тополь и ручеёк»
Л. Толстова «Косточка».
В. Сутеева «Мешок яблок»
4. Наблюдение за деревьями (в разное время года)
5. Загадывание загадок.
6. Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»
7. Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»
8. Пальчиковая игра «Компот».
9. Рисование «На яблоне поспели яблоки».
10. Рисование «Компот из яблок для зайчика».
11. Лепка «Фрукты в вазочке».
3. «ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ» -ПРУД.
ЗАДАЧИ: Развитие художественно-эстетических чувств; формирование представлений о природной зоне пруд, разнообразии растительного и животного мира водоема; воспитание умения правильно вести себя в природе (любоваться красотой водоёма, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вреда).
Содержание деятельности:
1. Дидактиче игры: «Отгадайте, что за растение», «Где спряталась рыбка», «Летает, плавает, бегает»
2. Подвижные игры: «Караси и щуки», «Рыбаки и рыбки»,
3. Разгадывание загадок.
4. Наблюдения, экскурсия, рассматривание иллюстраций.
5. Чтение сказки Х. К. Андерсона «Дюймовочка».
6. Лепка «Лебедь на озере» (с использованием природного материала).
7. Оформление фотоальбома «Отдых у водоёма» (из семейных фотографий).
8. Просмотр мультфильма «Гадкий утёнок».
9. Коллективная работа макет «Лебединая верность».
10. Аппликация «Рыбки в аквариуме».
4. «ЧУДЕСА НАУКИ» -МЕТЕОСТАНЦИЯ.
ЗАДАЧИ: Развитие наблюдательности, умение отмечать изменение погоды, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание деятельности:
1. Наблюдение за погодой (ведение календаря наблюдения).
2. Беседы, сбор примет о погоде. (в разное время года)
3. Экологические экскурсии.
4. Слушание песен о погоде.
5. Подвижные игра: «Солнышко и дождик», «Облако и туча»
6. Проведение опыта с водой, определение силы ветра.
7. Разгадывание загадок о природных явлениях.
8. Рисование «Радуга-дуга».
5. «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» -КОРМУШКА.
ЗАДАЧИ: Формирование представлений детей о разновидностях птиц, умений отличать зимующих и перелётных птиц, знаний об их значении в природе. Воспитание трудолюбия, доброго и заботливого отношения к птицам.
Содержание деятельности:
1. Рассматривание иллюстраций и составление рассказа «Птицы на кормушке».
2. Дидактические игры: «Кто летает», «Четвёртый лишний», «Сорока», «Собери из частей», «Скажи одним словом», «Кто (что) летает?», «Назови птицу с нужным звуком», «Что за птица», «Назови зимующих птиц», «Закончи предложение».
3. Чтение: Рассказы о птицах Н. Сладкова, М. Горького «Воробьишко».
4. Подвижные игры: «Совушки», «Летает-не летает» «Воробушки и автомобиль».
5. Конкурс кормушек «Надоели нам игрушки-мастерите нам кормушки».
6. Разгадывание загадок.
7. Аппликация «Воробушки».
8. Рисование «Снегири на ветках».
6. «СКАЗКИ ЛЕСА» -ЛЕС
ЗАДАЧИ: Формировать элементарных представлений о природной зоне-лес. Развитие умений узнавать по внешнему виду (листьям, семенам, цветам, плодам) и называть различные деревья. Расширение представления о диких животных, обитающих в лесу. Развитие наблюдательности, умения видеть красоту природы в разное время года. Воспитание бережного отношение к природе и безопасного взаимодействия с ней.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Рассматривание энциклопедий, подбор иллюстраций, открыток,
2. Экологическая беседа по сюжетным картинкам: «Разве дереву не больно?»
3. Дидактические игры: «Чем нас лес угощает?», «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай дерево», «Раз, два, три-дерево назови», «Такой листок, лети ко мне», «Плоды и листья».
4. Хоровод: «Во поле берёза стояла».
5. Рисование «Белая берёза».
6. Создание коллажа из осенних листьев.
7. Отгадывание загадок о деревьях, о зверях.
8. Наблюдение в разное время года.
9. Аппликация «Осеннее дерево» (из ладошки)
10. Аппликация «Ёж» (из треугольников)
11. Аппликация «Корзина грибов» (коллективная работа)
12. Аппликация «Весенний лес»(коллективная работа).
13. Танец с листочками.
14. Чтение: И. Бунин «Листопад».
7. ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА-ФИТОГРЯДКА.
Задачи: Формирование и расширение представлений о лекарственных растениях, закрепление знаний и умений по уходу за ними. Учить распознавать части растений.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Дидактические игры: «Какого растения не стало?», «Узнай и назови», «Назовите растение», «Найди лист, какой покажу».
2. Рассматривание энциклопедий, открыток.
3. Беседа: «Лекарственные растения из Красной книги».
4. Аппликация «Ландыши».
5. Рисование «Одуванчик».
6. Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».
7. Просмотр презентаций «Лекарственные растения».
8. Беседа «Правила сбора лекарственных растений».
8. «Владения деда Урожая» -ОГОРОД.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ЗАДАЧИ: Формирование, расширение и закрепление представлений детей об овощах и других огородных растениях их многообразии и особенностях. Развитие интереса к труду, исследованиям на огороде. Воспитание уважения к труду сельских жителей.
1. Рассматривание энциклопедий, муляжей.
2. Подготовка семян и почвы.
3. Посадка семян овощных культур.
4. Уход за рассадой.
5. Наблюдение за всходами, рассадой.
6. Лепка «Магазин-овощи».
7. Игра-драматизация: «Овощной базар», «Спор овощей», «Репка»
8. Разгадывание загадок «Загадки с грядки».
9. Сюжетно-ролевые игра «Магазин овощей».
10. Проведение коллективного труда «Салат из овощей».
11. Рисование «Овощей».
12. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в корзинке», «Найди и покажи», «Овощное домино», «Овощи. Цвет. Форма», «Где растёт», «Разрезные картинки», «Что лишнее?»
13. Аппликация «Заюшкин огород».
14. Лепка «Овощи для магазина».
15. Организация выставки «Удивительные овощи».
9. «КРАСКИ ЛЕТА» -ЦВЕТНИКИ.
ЗАДАЧИ: Формирование, расширение и закрепление знаний о садовых цветах, умений по уходу за растениями. Развитие художественно-эстетических чувств. Воспитание любви к красоте природы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Чтение: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Ж. Санд «О чём рассказали цветы». Онегов А. «Первый цветок», Соколов-Микитов И. «Цвета леса».
2. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
3. Раскрашивание цветов в раскрасках.
4. Настольные игры: «Выложи цветы (мозаика, «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», домино – «Наш сад».
5. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек».
6. Пальчиковые игры «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак».
7. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
8. Хороводные игры «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
9. Игра-беседа:«Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.
10. Наблюдение и уход за цветами.
11. Разучивание стихотворения Н. Ярославцева «Незабудка».
12. Дидактические игры: «Кто больше назовёт», «Приготовь лекарство», «Угадай, что показал», «Какого цветка не стало?», «Собери цветок», «Найди растение», «Отгадай по загадке», «Четвёртый лишний», «Украсим комнату», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову».
13. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин «Цветы».
14. Словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».
15. Объёмная аппликация из бумаги «Ромашки» .
16. Рисование «Алоэ».
17. Рисование «Сирень».
18. Аппликация «Букет незабудок» (коллективная работа).
3. Заключительный.
Вид деятельности Методы и формы работы Ответственный
Подведение итогов работы Праздник посвященный окончанию работы над проектом.
Изготовление фотоальбома «Наша экологическая тропинка».
Беседа с детьми о результатах.
Выставка рисунков.
Анализ проделанной работы. Воспитатель:
Галкина А. Н.
Литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. ,2015.
2. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. Автор-составитель: Е. А. Румянцева. -Волгоград, 2014.
3. О. Масленникова, А. А. Филиппенко Экологические проекты в детском саду. -Волгоград,2015.
4. Д. Н. Колдина Аппликация с детьми 4-5 лет -М., 2013.
5. Д. Н. Колдина Лепка с детьми 4-5 лет -М. ,2012.
6. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада -М. ,2009.
7. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности -М. ,2008.