Савельева Любовь
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях реализации
ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Савельева Любовь Витальевна
г. Нелидово
2017 год
Слайд 1
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд 2
Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является проектная деятельность, которая рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация проектной деятельности расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
К тому же технологии проектирования, позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Дошкольники, при методически грамотном построении образовательного процесса в дошкольном образовании, проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития. Таким образом, тема нашей работы является актуальной.
Проектная деятельность обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры.
Это обусловило выбор темы нашей работы «Проектная деятельность при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Слайд 3
Проект наш долгосрочный 1 год, в рамках объявленного в России «Года экологии – 2017»
Вид проекта : информационно-творческий, познавательный.
Участники проекта дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, воспитатели групп и их родители.
Слайд 4
Мы поставили следующую цель: выявить потенциал проектной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста и способ его эффективной реализации в условиях ФГОС ДО.
Слайд 5
Нами были поставлены следующие задачи, которые изображены на слайде:
• Воспитывать бережное отношение к природе;
• Познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты;
• Учить анализировать, делать выводы;
• Учить видеть красоту русской природы;
• Развивать у детей интерес к животному миру, наблюдательность, творческое воображение;
• Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе
Слайд 6
Предусматривались следующие этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- подбор методической литературы,
- определение цели и задач, методов и приемов проекта,
- подбор методического материала (стихов, загадок, кроссвордов, видеофильмов, презентаций, мульфильмов, музыкальных произведений, таблиц, плакатов и т. д. ,
- составление плана реализации проекта,
- разработка проекта,
- создание плана экологической тропы «Ну-ка вместе, ну-ка дружно, защитить природу нужно!»
Слайд 7
Основной:
- создание экологической тропы,
- наблюдения за живой и неживой природой,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- изготовление знаков, символов по правилам поведения в природе,
- изготовление макетов,
- праздники и развлечения,
- беседы на экологическую тему,
- экологическая викторина,
- создание педагогических проектов,
- рассматривание иллюстраций, плакатов,
- взаимодействие с социумом (посещение музейно-выставочного центра, детской библиотеки, живого уголка школы №4, Центрально-Лесного заповедника,
- непосредственно образовательная деятельность,
- участие в конкурсах и акциях.
Слайд 8
Заключительный:
- Выставка рисунков на тему «Ну-ка вместе, ну-ка дружно, защитить природу нужно!»
- Музыкально-спортивное развлечение - привал «Мы – друзья природы».
- Экскурсия в Центрально - Лесной заповедник.
Слайд 9
В результате данной проектной деятельности мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие знания и умения, они представлены вашему вниманию на слайде:
• Основы экологической культуры
• Знания особенностей родного края
• Основные признаки времен года
• Охраняемые растения и животные
• Правила поведения в природе
• Значение природы для человека
• Особенности профессий людей
• Группы растений и животных
Слайд 10
Из пункта 2.6 ФГОС ДО следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области.
Это максимально полно реализуется в проектной деятельности.
Он означает, что выбранная тема «проецируется» на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.
Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объём информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Слайд 11
Мы использовали различные формы работы, с которыми вы можете познакомиться на слайде:
• Целевые прогулки
• Наблюдения
• Трудовая деятельность
• Исследовательская деятельность, опыты, эксперименты
• Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры
• Чтение художественной литературы
• Сбор коллекций семян, камней, гербария
• Создание макетов
• Дидактические карты в природе
• Работа с календарем природы
• Работы с модулями
• Рассматривание иллюстраций
• Беседы
• Досуги, праздники, развлечения
• Непосредственно образовательная деятельность
Слайд 12
В процессе планирования и осуществления образовательной деятельности мы создавали стимулы для целенаправленного включения детей в проектную деятельность, воздействующую на экологическое воспитание дошкольников.
Был создан проект «Ну-ка вместе, ну-ка дружно, сохранить планету нужно»
Главной задачей которого было вовлечение дошкольников в настоящий познавательно - исследовательский творческий процесс, заинтересовать изучением окружающей среды.
В результате, чего была создана экологическая тропа, (Слайд 13, по которой ребята отправились путешествовать по станциям вместе с гостями - работниками заповедника и Мудрой Совой, которая знакомила дошкольников с разнообразными процессами, происходящими в природе, вместе изучали живые объекты, решали экологические проблемы, проводили исследования.
Слайд 14
При планировании работы на тропе мы учитывали специфику развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
Слайд 15
«Хозяева» каждой станции: Лесник, добрый Доктор, Орнитолог, «Лето», «Реченька», Водяной, Лесовичок, использовали разнообразные методы и приё мы: занятия-наблюдения, экологические игры, экспериментирование, загадки и стихи о природе, подвижные игры, пальчиковую и артикуляционную гимнастики, игры – ходилки, (Слайд 16) прослушивание музыки «Пение птиц», «Голоса леса», знакомились с Красной Книгой, со следами диких животных, определяли экологические знаки.
Слайд 17
Это очень важно, так как осознание единства природы позволит детям в настоящем, а главное в будущем, выстраивать экологически грамотные отношения с окружающей средой.
Слайд 18
Разработанные детско-родительские мини-проекты «Мое любимое животное», «Весна пришла!», «Как я провел это лето», способствовали проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного развития и их становлению как активных участников в жизни дошкольного учреждения.
Мини - проекты, созданные воспитателями и детьми: (Слайд 19)
«Волшебница – вода», «Путешествие в Центрально-Лесной заповедник», «Витаминные овощи», «Времена года» помогли детям посредством творческой, опытно-исследовательской деятельности анализировать, делать выводы, умозаключения о том или ином законе или явлении.
Слайд 20
Предлагаемые мини – проекты «Птицы зимой», «Удивительный мир насекомых», «Домашние животные», «Здравствуй зимушка-зима», в которых принимали участие дети, родители и воспитатели составлены в соответствии с ФГОС ДО.
В каждом проекте представлены различные образовательные области и виды детской деятельности.
В основе каждого проекта лежат различные формы работы с дошкольниками, соответствующие возрастной категории.
Слайд 21
Осуществляется регулярное взаимодействие с социокультурными центрами по привитию экологической культуры дошкольникам.
Во время посещения детской библиотеки, ребята участвовали в тематической беседе «Покормите птиц зимой».
После чего вместе с родителями изготовили кормушки для птиц, в рамках
всероссийской акции «Птичья столовая».
Посетив «Живой уголок» в средней школе №4, дети познакомились с различными видами животных, птиц и насекомых.
Дошкольники нашего детского сада частые гости «Музейно-выставочного центра», где знакомились с картинами художников нашего края «Оковский лес», посетили всероссийскую выставку прикладного искусства «Медведи» и участвовали в выставке творческих работ «Творчество моей семьи». Работники «Музейно- выставочного центра» представили мастер-класс творческая мастерская «Времена года».
Активное участие принимали в выставках Дома детского творчества: муниципальной «Зимушка-зима», районной «Родительский дом начало – начал», всероссийской «Зеленая планета глазами детей».
А так же в областных выставках организованных Центрально-лесным заповедником «Марш парков – 2017», «Зеркало природы», «День Воды», «День Леса», «День Земли».
Слайд 22
На уровне образовательного учреждении Детский сад №4 проводился конкурс детского творчества «Урожай 2017», конкурс рисунков «Весна пришла!» и акция «Чистый детский сад».
Слайд 23
В процессе выполнения проекта дошкольники участвовали в исследовательской деятельности на территории детского сада, причем часть исследований проводили самостоятельно. Все методики использовались с учетом возраста детей.
Слайд 24
Главной задачей было вовлечь детей в настоящий исследовательский процесс. Заинтересовать изучением окружающей их среды. Опыт показал, что такой подход оправдал себя.
Дошкольники с большим энтузиазмом участвовали в отборе проб, их анализе, делали выводы, рассказывали обо всем дома. Исследование проводила в течение учебного года.
Слайд 25
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности решались программные задачи экологического развития детей. Ребята были активными участниками данной деятельности, находили пути решения проблем, делали выводы и заключения.
Были проведены: непосредственно образовательная деятельность «Воздух-невидимка» для родителей и воспитателей города, где родители стали непосредственными участниками опытно-экспериментальной деятельности, и непосредственно образовательная деятельность «Лаборатория воды» для воспитателей города.
Слайд 26
Созданный совместно с родителями и детьми мини – музей макетов позволил расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере.
Воспитанники стали активными участниками: они научились менять внешний вид макетов, пополнять их содержание новым материалом.
Слайд 27
На всех этапах реализации проектной деятельности главной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является установление социального партнёрства с родителями детей.
Исходя из этого, мы привлекли родителей к совместной работе по созданию выставки рисунков на тему: «Ну-ка вместе, ну-ка дружно сохранить природу нужно».
На открытии выставки присутствовали представители Центрально-Лесного заповедника, которые показали детям видеофильм «Фотоловушки».
Слайд 28
Итогом нашей работы было проведение музыкально-спортивного мероприятия «Мы - друзья природы», где дети обобщили знания, полученные в результате проектной деятельности.
Во время экскурсии в Центрально-лесной заповедник дошкольники в естественной обстановке познакомились с объектами и явлениями живой природы. Многогранный мир природы вызвал искреннее изумление, желание заботиться и охранять её.
Слайд 29
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, становлению родителей как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективно сформировать экологическую культуру детей дошкольного возраста.
Мы планируем продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы экологического воспитания в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДОО.
Спасибо за внимание!