Жанна Абрамочкина
Проект «Эколята — дошколята» по патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Эколята - дошколята» - важная часть патриотического
воспитания старших дошкольников.
Абрамочкина Жанна Николаевна, воспитатель
МБДОУ-детский сад № 93 г. Орла
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи. Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Основная цель патриотического воспитания это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю - Орловщине, малой родине - городу Орлу, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм); ощущения принадлежности к своему народу, трудолюбия, ответственности. Сегодня как никогда актуальна проблема гражданско-патриотического воспитания детей, так как у современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, к исторической памяти, преемственности поколений. Задача педагога - воспитать гражданина Отечества, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, уважение к культуре, традициям народов России. Моя цель - как можно раньше начать работу по формированию у детей гражданско-патриотических чувств, пробуждать в ребенке любовь к родной земле, формировать высокие нравственные идеалы, гражданственность, гуманизм. Формировать те черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. В этом мне помогает участие в реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -Дошколята». Одним из доступных для понимания дошкольника проявлений патриотизма является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Поэтому всю работу по формированию основ экологической культуры у дошкольников осуществляю в тесном контакте с родителями. Это и привлечение родителей к облагораживанию территории участка нашей группы, участие в конкурсах, выставках поделок, анкетирование, проведение консультаций. Консультации на тему «Досуг с ребенком на природе», «Как научить ребенка беречь природу», «Человек – не только царь, но и хранитель природы» помогут родителям разнообразить свое общение с детьми, внести новые темы в детско-родительские отношения. Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается глубокой нравственной и патриотической направленностью от традиционного ознакомления детей с природой и окружающим миром. Задачи патриотического воспитания, которые мы решаем в проекте «Эколята - Дошколята» :
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе;
Направления воспитательной работы :
1) формирование основ правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения детей к растениям и животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека;
2) организация коллективных проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям.
Экологические проблемы как результат растущего дефицита экологического сознания, сегодня встают перед нами во всем своем неприглядном многообразии. Дети сталкиваются с их последствиями в своей повседневной жизни, и обращают на них свое внимание. Задача педагога научить ребенка мыслить и чувствовать, что наносить вред природе значит наносить вред человеку. Для решения этой актуальной задачи на каждом этапе экологического воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, является новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята -Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
В интервью майского номера журнала «Российская Федерация сегодня» Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко отметила:
«Особо хочу сказать о реализации природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята – Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы». Названия говорят сами за себя: проекты направлены на вовлечение дошкольников, подростков, юношей и девушек в ознакомление с экологическими проблемами и их посильное практическое решение. Мы относимся к названным проектам со всей серьезностью, поскольку в нашей стране это, пожалуй, первая заявка на формирование системы всеохватывающего экологического просвещения и воспитания подрастающих поколений».
Целью данного проекта является :
формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Проект «Эколята– Дошколята» стал первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовно- нравственной и патриотической культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.
В решении поставленных задач нам очень помогает учебное пособие «Азбука природолюбия» для старших дошкольников и младших школьников рекомендованное Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей. Автором учебного пособия является Зотова Татьяна Владимировна. «Азбука природолюбия» берет за руку и ведет воспитателей, детей и родителей в волшебный мир родной страны. И во время этого восхитительного путешествия мы решаем важнейшие проблемы современности по экологическому образованию и нравственно-экологическому, этическому и патриотическому воспитанию личности. В пособии раскрываются доступные пониманию детей разнообразные экологические связи; рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей. Главные действующие лица – сказочные герои «Эколята» -друзья и защитники Природы, близки ребёнку по своим интересам к познанию. Предлагаемые ими игры и забавы понятны и занимательны, а сказки увлекательны и познавательны, что способствует формированию у детей единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей. Как показывает опыт работы, дети с огромным энтузиазмом откликаются на все предложения, которые исходят от их друзей Елочки, Шалуна, Умницы и Тихони. Поэтому образовательный процесс превращается в увлекательную игру, необыкновенное исследование длиною не только в период пребывания в детском саду, но благодаря содействию родителей, играет большую роль в повседневной деятельности ребенка дома. Опыт показал, что в дошкольном возрасте дети хорошо усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.
Ребят нашей группы принимали в «Эколята - дошколята» на торжественной церемонии. Зачитывали текст посвящения в «Эколята», вручалось Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок). Это событие останется в их памяти на всю жизнь.
Став «Эколятами», воспитанники будут понимать, что они вошли в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. В результате будет сформирована гражданская позиция ребенка, которая в дальнейшем поможет осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.
Образовательную деятельность я организую с учетом времени года и делю на три части:
1. Беседа, рассказ, рассматривание картин, труд в уголке природы или на участке, экспериментирование, наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы;
2. Экологические игры;
3. Исследовательская деятельность;
При этом важно, что в процессе всех видов деятельности должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
С детьми проводятся тематические беседы: «Природа вокруг нас», «Разнообразие Природы», «Портреты Природы», «Богатства Природы»,
«Времена года», «Животные и растения», «Человек – частичка Природы», «Единство Человека и Природы», «Человек не может жить без Природы», «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья», «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
«Помоги Природе, помоги своему другу!», «Сохраним Природу от пожара», «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; «Природолюбие – важное качество дошколят», которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка осознания того, что он может стать настоящим другом природы. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Работая с детьми старшей группы я пришла к выводу, что правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении патриотическое воспитание под руководством воспитателя обогащает знания и чувства ребенка, формируя нравственное отношение ко всему живому. Я убеждена, что проект «Эколята-Дошколята» поможет детям стать экологически воспитанными гражданами своей страны. Нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой крепкий фундамент, основанный на участии дошкольника в этом благородном проекте. Бережное, нравственное отношение к окружающему миру поможет сохранить нашу родную землю для будущих поколений.
Список литературы:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011
2. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - Москва: Издательский центр «Академия»,2008
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002
4. Положение о Природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята»
5. Зотова Т. В. «Азбука природолюбия»