Евгения Вязовец
Проект «Экогород»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект старшей группы МБДОУ №93.
«Экогород»
Авторы : Вязовец Е. Н. (воспитатель)
.
2018-2019гг.
1. Актуальность выбора темы.
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей понятия «системы» взаимосвязанных компонентов природы, и человека, как части этой сложной системы, способного оказывать влияние на ее развитие и формирование процессов внутри экосистемы, тем успешнее будет происходить у них становление культуры общения с миром растений и животных, сформируются понятия взаимопроникновения веществ и взаимовлияния процессов.
Публикация «Проект „Экогород“» размещена в разделах
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Не случайно, Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, а К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
2. Задачи.
1. Познакомить детей с понятием экология.
2. Формировать и закреплять речевые понятия «Система»,»Природа», «Человек – часть биосферы».
3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.
8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.
3. Цели.
- сформировать понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" .
-развить понимание детьми слова "растение", знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания
- дать обобщенные и конкретные знания, умения дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды. ;
-заложить основу знаний о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
- познакомить с взаимосвязями и взаимозависимостями организмов с неживой природой в экосистеме;
- сформировать понятие «человека» как живого существа, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- познакомить с использованием природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
4. Основная часть.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому проекту дошкольников строится по следующим блокам:
1. Неживая природа (вода. Воздух. Песок, глина, камни. Солнце. Почва. И т. д.)
2. Живая природа (растения. Животные. Птицы).
3. Экология (взаимосвязь живого и неживого)
4 Человек и природа. (человек,часть природы, обдающий способностью разумного влияния на нее).
Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, используются следующие методы работы: наблюдения, создания проблемных ситуаций с помощью эксперимента, экскурсии по территории детского сада, словесный, творческий (реализация чувственного восприятия детьми объектов природы, игровой, мультимедийный.
Проект поможет детям образовать четкую структуру знаний окружающего мира и заложить основу обоснованного и осознанного «экоповедения» в повседневной жизни. Сформировать такое глобальное понятия, как ноосфера Земли.
Проект рассчитан на один учебный год.
5. Изготовление наглядного пособия проекта.
Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Поэтому было решено создать такое наглядное пособие, которое бы отражало взаимосвязь живого и неживого в природе.
На мой взгляд, наиболее подходит для этого макет природы в виде куклы «Госпожа природа» ,наряд которой представляет из себя землю, небо (воздух,солнце – отражает неживую природу и привязанные с помощью лент к ним компоненты живой природы: растения,животные, птицы… Таким образом детьми будет усвоено четкое знание взаимосвязей живого и неживого в экосистеме.
Производя все эти действия, дети, постепенно постигнут и осознают сложные взаимосвязи. А также получат знания о важнейшем месте человека в экосистеме.
Свои знания будут реализованы детьми совместно с педагогами и родителями в 3-Д инсталляции модели «Экогорода».