Людмила Долинская
Проект «Мы — журналисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : групповой, творческий.
Сроки реализации: 2 месяцев.
Участники проекта : дети 6-7 лет; родители; воспитатели.
Цель проекта :
Совершенствование и расширение связной диалогической речи старших дошкольников.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, их речевые возможности в качестве приоритетных задач выделила следующие:
• сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе;
Публикация «Проект „Мы — журналисты“» размещена в разделах
• развить у детей представление по построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
• способствовать использованию невербальных средств общения.
Для реализации проекта были продуманы и разработаны направления работы с детьми, родителями и социумом:
разработка тематического плана занятий по теме «Детская журналистика и диалогическая речь»
организация пресс-центра «Наши новости»;
подбор или разработка и организация сюжетно-ролевой игры «Мы- журналисты»
подбор дидактических игр для развития коммуникативных навыков дошкольников
организация взаимодействия с родителями ;
В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми:
• подгрупповые занятия с включением дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования знакомство с техническими средствами - микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом;
выпуск детско-родительской газеты «В добрый путь!» .
Взаимодействие с родителями прошло через следующие формы:
• участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;
• знакомство родителей с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома»
• разработка памятки для родителей «Обсуди интервью с ребенком» .
• привлечение родителей к выпуску детско-родительской газеты «В добрый путь».
Итогом реализации проекта стала его презентация в форме:
выпуска и представления ежеквартальной детско- родительской газеты «В добрый путь»
Методические рекомендации по реализации проекта «Детская журналистика и диалогическая речь».
Занятия проводились с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю, в вечернее время, в просторном помещении, оборудованном аудиотехникой. Продолжительность занятия - 30 минут.
В проекте принимали участие 29 детей.
Занятия строились в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволило обеспечить их единство с современной программой дошкольного образования. При проведении занятий учитывались следующие принципы:
• Систематичности и последовательности
• Доступности
• Наглядности
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходило формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была подобрана и доработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой проекта.
Особо хочется отметить то, что сюжетно-ролевая игра «Мы - журналисты» завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Усвоив определенные знания, вооружившись блокнотами с опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью друг у друга, «сказочных» персонажей.
Для развития диалогической речи была использована схема-подсказка для ведения диалога. Схема-подсказка состояла из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.
В рамках проекта для развития коммуникативных навыков дошкольников воспитатели использовали дидактические и словесные игры.
Проект «Мы журналисты» предусматривал активное взаимодействие с родителями. В процессе реализации проекта был разработан план взаимодействия с родителями. Памятка для родителей помогала закрепить с детьми в домашних условиях навыки, полученные на занятиях.
Интересной находкой проекта «Мы журналисты» явился выпуск детско-родительской газеты «В добрый путь!». Дети помещали в ней свой «журналистский материал»-интервью. Это очень увлекало детей. Они чувствовали значимость своей работы.
Результаты свидетельствуют о том, что уровень речевой компетентности дошкольников, участвующих в проекте «Мы журналисты», значительно повысился.
В ходе реализуемого проекта дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Таким образом, участие в проекте «Мы журналисты» помогает развивать диалогическую речь у детей, и позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.