Виктория Руднева
Проект «Здоровей-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы сталкиваемся с увеличением количества детей с различными нарушениями иммунной системы, такими как пищевая гиперчувствительность и аллергические дерматиты.
Задача укрепления здоровья таких детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. В связи с этим правильно организованный коррекционно-образовательный процесс способствует не только качественному овладению детьми умениями и навыками, но и благополучному психоэмоциональному и физическому развитию воспитанника с алергопатологией, укреплению его здоровья.
Публикация «Проект „Здоровей-ка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Для того чтобы укрепить и сохранить здоровье детей, целью нашего проекта стало создание условий для организации партнёрских взаимоотношений между воспитателями, родителями и специалистами детского сада. Конечно, физическое воспитание является важным элементом семейного уклада, оно способствует полноценному развитию и укреплению здоровья детей. Ведь всем очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а только дополнить.
В соответствии с этим, мы выдвинули следующую гипотезу, что партнёрские взаимоотношения будут наиболее эффективной формой охраны и укрепления здоровья. Ведь пути достижения физического и психологического здоровья ребенка будут проходить через всю организацию жизни детей в детском саду и дома на каждом этапе нашего проекта.
Наш проект называется : «Здоровей-ка!»
Вид проекта : долгосрочный (оздоровительный).
Время реализации проекта : 2016 – 2017 учебный год.
Участники проекта : дети аллерго-группы, родители, воспитатели, медицинская сестра.
Подготовка к реализации проекта :
- Подбор материала по выбранной тематике для консультаций, лекций и практикумов. Подбор коррекционных игр по выбранной тематике.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Этапы выполнения проекта :
1 этап - анкетирование родителей и вовлечение их в жизнь группы по вопросам оздоровления и физического развития детей. Работа с ними через родительские собрания, консультации, лекции, практикумы и пр.
2 этап - формирование у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью через организацию питания.
3 этап - проведение специфических физкультурно-оздоровительных мероприятий : закаливание, «дорожка здоровья», оздоровительная дозированная ходьба, игры с элементами коррекции и игры на развитие речевого и физиологического дыхания.
4 этап – выводы.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья детей нами проведён анкетный опрос. Анализ полученных данных, позволил установить, какие проблемы имеются у родителей по вопросам оздоровления и физического развития детей, какую консультацию и помощь они хотели бы получить от педагогов ДОУ.
После анкетирования мы провели предварительную работу и составили проблемно-деятельностный план, который, поможет не только наладить необходимый контакт с семьями, но и сделать процесс формирования основ ЗОЖ у детей наиболее эффективным.
В плане партнёрских взаимоотношений, первым этапом стало понятие ценности здорового образа жизни : т. е. мы создали атмосферу сотрудничества, которая предполагает поэтапную работу в нашем проекте. Родители на протяжении всего проекта получают знания и представления о важности ЗОЖ через консультации: «Какие продукты полезны для детей», «Нарушения питания ребенка, которые допускают родители», «А знаете ли Вы, рекомендации по гипоаллергенной диете?»; лекции: «Благоприятный психологический климат в семье - условие здоровья ребенка - аллергика», «Условия формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье», «Здоровье детей – забота общая»; практикумы: «Вкусно, полезно, доступно», «Воспитание привычки к ЗОЖ у детей в семье»; круглые столы: «Как сформировать у ребенка интерес к оздоровлению собственного организма», «Игры на снятие психо-эмоционального напряжения в семье»; групповые и индивидуальные беседы; выставки литературы о здоровом образе жизни.
Так же в системе мероприятий, направленных на укрепления здоровья детей с алергопатологией, особое внимание уделяется организации гипоаллергенного быта и гипоаллергенного питания в семье и ДОУ. В группе разработано диетическое питание и выдается биота.
На 2 этапе мы подводим дошкольников к пониманию того, что здоровье человека во многом зависит от него самого.
Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей, идет формирование у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью через организацию питания. Расширяются представления детей о состоянии собственного тела, организма. Они учатся беречь свое здоровье и заботиться о нем. Расширяются знания дошкольников о питании, его значимости и о взаимосвязи здоровья и питания. Дети знакомятся с полезными продуктами питания при пищевой аллергии. Формируется у них желание выбирать и кушать продукты полезные, которые укрепляют здоровье, отказываясь от продуктов, которые кушать пока нельзя или не полезно. Через игры, беседы дети получают знания о полезной пище. У них формируется мотивация к здоровому образу жизни и знания о здоровье как ценности.
Медицинская сестра проводит беседы с детьми о пользе витаминов (ребята узнают о важных свойствах продуктов, обращает внимание детей на необходимость знать и соблюдать правила личной гигиены, которые помогут не только выглядеть красиво, но и оградить организм от попадания микробов, а их родители получают информацию о правильном питании ребенка. Родителям рекомендуется вместе с детьми готовить вкусные и полезные блюда, витаминные фруктовые и овощные салаты.
Такая работа способствует накоплению у ребенка - дошкольника знаний о здоровье, развитию умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретению валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
На 3 этапе особое место в оздоровительном аспекте отводится специфическим физкультурно-оздоровительным мероприятиям и закаливанию. Ведущим научно-обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия (контрастные воздушные ванны и контрастный душ). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы терморегуляции. Применяются цикличные упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движения одежде на занятиях и прогулках. Так же эффективным закаливающим средством является хождение босиком после сна по «дорожке здоровья».
Одним из методов мобилизации иммунной системы является оздоровительная дозированная ходьба. Она повышает функциональные возможности организма ребенка, вырабатывает ритмичное дыхание, цикличная работа в умеренной мощности увеличивает возможности сердечно-сосудистой системы, обогащая органы и ткани кислородом, повышает выносливость организма.
Так же использую различные игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений иммунной системы:
- подвижные игры с элементами коррекции: «Совушка – Сова» - развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох); «Король ветров» - тренировка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица; «Пастушок дудит в рожок» - тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах и др.
- игры на развитие речевого и физиологического дыхания: «Шарик лопнул» - восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование; «Бульканье» - восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление; «Чей пароход лучше гудит?» - развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ и др.
4 этап. Уже сейчас можно сделать выводы: что работа в партнёрском взаимоотношении педагогов с родителями наиболее эффективная форма охраны и укрепления здоровья детей с аллергопатологией.
- сокращается количество пропущенных дней по причине болезни;
- отношение детей и родителей к здоровому образу жизни меняется в лучшую сторону;
- дети и родители рассказывают и приносят фотографии, о том, как они занимаются с детьми дома, как проводят выходные дни на природе.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная работа не сможет дать таких полноценных результатов, если она не решается совместно.